Главный режиссер Театра им. В. Ф. Комиссаржевской Леонид Алимов: «Конкуренции мы не боимся»
Нынешней весной на пост главного режиссера Театра им. В. Ф. Комиссаржевской был приглашен режиссер, актер, ученик Льва Додина Леонид Алимов. В прошлом сезоне на этой сцене актер, известный ранее по работам в театре-фестивале «Балтийский дом», поставил «Доктора Живаго». Театр им. В. Ф. Комиссаржевской увидел в Алимове своего. И сейчас идет работа над первой - и в каком-то смысле программной - постановкой, которую Алимов уже в новом качестве осуществляет в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской. О своих планах Леонид Алимов рассказал журналисту Елене Бобровой.
ФОТО Олега СТЕФАНЦОВА предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской
- Леонид, в декабре мы увидим премьеру вашей версии повести «Матренин двор» Александра Солженицына. Почему именно это произведение? Вряд ли все дело в грядущем в декабре 100-летии писателя?
- И это тоже. Но так совпало - о повести «Матренин двор» я думал с той поры, как только прочел ее, кажется, в году 1989-м или 1990-м. Я тогда испытал самое настоящее потрясение и от ее простоты, и в то же время мощи, которая захватывает тебя и не отпускает. К тому же повесть написана на тему, которая не перестает меня волновать, - русская женщина. Загадка, спасительница, надежда. Та самая скрепа и опора, на которой, на мой взгляд, наша одна шестая часть суши только и держится.
...Первое название повести - «Не стоит село без праведника». Матрена - праведница, святая. Как Ксения Петербургская, как Матрона Московская. Да, Матрену все унижают, ею пользуются, а она выше этого, она говорит: «Как мне вас жалко, какие вы все хорошие и несчастные люди». Она разговаривает с животными и растениями, как с живыми существами, кстати, прямая ассоциация с Франциском Ассизским. И притом что прилюдно Матрена ни разу даже не перекрестилась. Но кто же, хочется спросить, воистину верующий: такие, как Матрена, или те, кто на каждом углу кланяется каждой луковке церковной и при этом совершает подлости? Этот вопрос меня невероятно волнует: где наша подлинная вера? На чем стоит наша необъятная страна: на самолете летишь из одного города в другой - часами и не видишь ни одного огонька...
«Матренин двор» - притча. После объемного «Доктора Живаго» очень хочется сделать камерную, в чем-то даже наивную вещь.
- Судя по тому, что вы еще и «Обломова» собираетесь ставить, вы находитесь в поиске ответов на важные для нации вопросы. Гончаров с любовью и пониманием описал Обломова, не то что рационального Штольца. Но, может, пора все же стать Штольцами?
- Но пафос романа, на мой взгляд, в том, что, может, это действительно наш путь? Вот такой, нерациональный, рассчитанный на авось? Может, и в самом деле «авось» - наша национальная идея? Возвращаясь к Матрене, хотелось бы сказать, что еще одна из причин обращения к этой прозе Солженицына - моя неутихающая боль об уничтоженном русском крестьянстве, за которое боролись все лучшие русские писатели от Чехова до Астафьева. Был сломан хребет крестьянскому миру. Кто виноват? Сталин? Все виноваты? Так сложилось? К этому вела сама история? Я не могу на эти вопросы ответить. Но могу ими задаться.
- Театр имени В. Ф. Комиссаржевской расположен рядом с «Пассажем». Зрительный зал буржуазен по стилю. Казалось бы, здесь зритель может искать «бульварный репертуар». Когда-то Владислав Пази поставил здесь роскошную «Даму с камелиями». А вы готовите серьезную притчу...
- Будет у нас и праздничная постановка, музыкальная - к Новому году. Дайджест из стихотворений, прозы, бардовских песен о Петербурге. Надеюсь, получится яркий, веселый, легкий, ироничный спектакль. Занята почти вся труппа.
- Это будет что-то вроде ревю?
- Да, ревю - это правильное слово. Начались также репетиции по пьесе друга нашего театра Семена Альтова. Мы долго искали режиссера, который бы обладал всеми достоинствами комедиографа. И, к счастью, такой режиссер нашелся, это Сергей Щипицын, молодой, но уже опытный постановщик. Репетиции начались, премьера в конце января.
А что касается Солженицына, то, понимаете ли, надо вернуть артистам вкус и желание читать большую литературу. Я уверен: эволюция труппы невозможна без большой литературы. Пусть на этом пути будут даже неудачи, это все равно движение вперед.
- Первой премьерой сезона объявлена постановка Олега Куликова «Если б знать...» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта. Театр обещает сыграть ее уже 9 ноября. Любят у нас в Петербурге пьесы этого француза...
- Может быть, все дело в том, что Шмитт - наш современник, но при этом его уже давно и справедливо считают классиком европейской литературы и театра.
- Разнообразный у вас складывается репертуар.
- Во второй половине сезона Григорий Дитятковский поставит своего любимого Гоцци, это будет «Женщина-Змея». Рассчитываю и на то, что у нас вскоре появится спектакль по пьесе Ярославы Пулинович «Земля Эльзы»...
- Она же идет в Театре им. Ленсовета.
- Не страшно. Конкуренции мы не боимся! В главных ролях - Валентина Панина и Георгий Корольчук. Еще там есть замечательные роли для таких прекрасных актрис, как Маргарита Бычкова, Наталья Четверикова, Наталья Орлова. Ну а дальше посмотрим. Тем более что мы только что взяли в театр выпускников курса Сергея Бызгу. Сейчас они очень активно репетируют во всех наших новых спектаклях, вводятся в уже идущие. У меня на это новое поколение много планов и надежд.
Для меня сейчас главное - определиться с тем, что из сегодняшнего репертуара может вписаться в наше вновь создаваемое единое художественно-эстетическое пространство, а с чем придется расстаться.
- Сегодня режиссеры предпочитают быть свободными от обязательств по отношению к какому-то одному театру. А вы решили себя «закабалить», став главным. Почему?
- Ну, может быть, потому, что я по природе «домосед»? Если серьезно, пока есть силы, нужно двигаться вперед и пробовать что-то новое. Да и Театр имени Комиссаржевской замечательный...
- Куда хочется вести театр?
- Сергей Юрский в интервью сказал, что его называют маргиналом, потому что, делая спектакль или сам выступая в роли актера, он занимается такими ушедшими в прошлое вещами и понятиями, как сочинение внутренней жизни персонажа, разработка его характера, поиск речевой и пластической характерности героя...
Сегодня театр приобрел огромное количество форм - зрители ходят по улицам с наушниками, плывут с наушниками на кораблике, сидят за стойкой бара все с теми же наушниками и слушают рассказ какого-нибудь писателя... Или актеры сидят и просто читают пьесу по ролям. Все это теперь тоже называется театр. Хотя, на мой взгляд, лучше говорить о полной подмене понятий. Давайте все-таки эти опыты называть не театром, а, допустим, перформансом, представлением, да как хотите...
Для меня театр - это все-таки погружение в персонажа, в его внутренний мир, в его судьбу. Поэтому меня и интересует соответствующая литература. При яркой театральной форме глубокая погруженность в человека - я бы так определил то, чем мне хочется заниматься. И я вижу, что на это есть отклик и у артистов, и у зрителей. Соскучились по такому театру...
Новинка! В нашем интернет-магазине продаётся книга о 290-летней истории газеты "Санкт-Петербургские ведомости", автор - Дмитрий Шерих. Спешите купить!
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 199 (6308) от 25.10.2018 под заголовком «Дом для большой литературы».
Комментарии