Дом веры во все времена. Музей истории религии представил выставку «Начало»

Музей истории религии представил выставку со странным для завершения года названием — «Начало». Экспонаты, фотографии, архивные документы рассказывают о первом десятилетии в жизни музея, которому в этом году исполнилось 90.

Дом веры во все времена. Музей истории религии представил выставку «Начало» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Первый музей истории религий основал Эмиль Гиме в Париже в 1889 году. Но после смерти основателя в 1918 году концепция учреждения поменялась. Второй музей, под крышей которого уживаются религии мира, открылся в нашем городе. За истекшие девяносто лет он менял название, ведомственное подчинение и даже адрес — с Казанской площади возле Невского проспекта переехал на Почтамтскую улицу, 14.

Согласно документам, учреждение музея произошло в 1931 году. Формально мы должны были праздновать год назад, — рассказывает заместитель директора по научной работе Екатерина Терюкова. — Но музей — не только экспонаты, научная работа, но и люди, которые приходят, оценивают качество нашей работы и ее востребованность. Изначально датой открытия стали считать день, когда музей принял первых посетителей. Долго думали, чем этот год отметить. Поняли, что хотим поговорить о начале, о том, что было отправной точкой.

О торжественном открытии музея в стенах Казанского собора свидетельствует маленький экспонат под стеклом — подлинный пригласительный билет.

За неполное столетие музей ­собрал удивительную коллекцию. Она начиналась с 847 экспонатов, из которых далеко не все были подлинными оригинальными произведениями. Теперь в фондах более двухсот тысяч единиц хранения — богатейшее собрание, отражающее многообразие религий. Среди них коллекция православных икон XVII – XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, представляющие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии.

Все началось с ­Антирелигиозной выставки из разных ­музейных ­собраний, открывшейся в 1930 году в стенах Зимнего дворца. Тогда интерес историков столкнулся с условиями жизни, в которые приходилось вписываться. На выставку вела лестница, на которой были развешаны антирелигиозные плакаты. Но когда посетитель поднимался на второй этаж, он оказывался в пространстве, где шел разговор о том, что такое религия, откуда она пошла, какие формы на всем протяжении существования человечества принимала. Выставка решала научные задачи, она положила основу коллекции нынешнего музея.

О знаменитой Антирелигиозной выставке в «Начале» напоминают сохранившиеся сатирические плакаты, резное распятие конца XVII века, принадлежавшее Эрмитажу, фигурки духов-покровителей и склеп «мунди-вакчи» для хранения пепла умершего из Кунсткамеры. Маленькая статуэтка «Монах с ношей» стала символом Антирелигиозной выставки, она украшала афишу. Сатирическое изображение православного монаха, несущего замаскированную под сноп девицу, выпускал поставлявший императорскому двору изделия из фарфора завод Гарднера. Это вызывало многочисленные жалобы, по легенде, они дошли до Александра I. Несмотря на высочайший запрет, фигурки тиражировались на других мелких производствах.

Начало2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА


В 1930‑е годы одной из важнейших задач было спасение и сохранение предметов, которые находились в культовых зданиях, храмах, дацанах, мечетях. Они могли быть утрачены, если бы не сотрудники музея, которые обивали пороги кабинетов, убеждали, что, прежде чем закрыть храм, нужно позволить специалистам выявить предметы, которые обладают художественной, исторической, культурной ценностью.

Экспонаты в фонды музея поступали из разных источников: собирательских экспедиций, закрытых храмов, других музеев. Об этом рассказывает раздел выставки, где представлены такие раритеты, как итальянский образ XV века «Св. Георгий», поступивший из Эрмитажа, алебастровый рельеф «Коронование терниями» XVI века из Русского музея, исламские миниатюры «Петербургская муракка» начала XVII столетия из Института востоковедения Академии наук, полотно Т. Неффа «Богоматерь с младенцем» из Мальтийской капеллы.

Много предметов создавалось на заказ или было получено от коллекционеров, писателей, художников. Уже к 1939 году музейное собрание насчитывало десятки тысяч экспонатов: старообрядческое литье, китайские благопожелательные лубки, православные иконы, буддийские танки и скульптуру, произведения русской и западноевропейской живописи, облачение священнослужителей, антирелигиозные плакаты, предметы культа, археологические и этнографические памятники.

Самый большой раздел юбилейной выставки посвящен первым экспозициям и выставкам. Благодаря сохранившимся в фотоархиве музея фотографиям можно понять, что в 1930‑е годы не просто вошло в коллекции музея, но и использовалось в экспозициях.

Как рассказывает Екатерина Терюкова, первая экспозиция в Казанском соборе представляла эволюцию религии с древнейших времен до современности, а также развитие идей свободомыслия, антиклерикализма и атеизма. Что касается выставок, они были разные, по разным религиям, строились с учетом марксистской идеологии, но в создании каждой использовались творческие подходы. Заключительный раздел юбилейного показа посвящен самым ярким из них: «рождественской» 1932 года, «испанской» 1936‑го, «китайской» 1940‑го.

Привлекают внимание посетителей фрагменты макетов, снискавших славу музею в 1930‑е годы, — «Камера испанской инквизиции» и «Комната алхимика» с муляжами пыточных инструментов, кандалов, химических сосудов, черепов, а также подлинными алхимическими книгами.


#музей #выставка #юбилей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 221 (7305) от 24.11.2022 под заголовком «Дом веры во все времена».


Комментарии