Дом Репина, Пиросмани и прочие чудеса. Музей Академии художеств обнародовал планы на год

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ
Встреча с журналистами проходила в новом выставочном пространстве музея на третьем этаже исторического здания перед экспозицией «Архитектура Петербурга XVIII – XIX веков в моделях, рисунках и чертежах». Долгое время там не было ремонта, световой проем между вторым и третьим этажами закрывал баннер с репродукцией копии с фрески Рафаэля «Триумф Галатеи», выполненной А. Э. Бруни. Теперь помещение отремонтировано, баннер исчез. Свет падает в вестибюль музея на втором этаже.
Представление нового выставочного пространства стало прологом к рассказу директора музея Алексея Мудрова о крупных реставрационных проектах.
«Санкт-Петербургские ведомости» сообщали читателям о том, что прошлым летом началась реставрация усадебного дома в «Пенатах». «Мы шли к этому пять лет, проводили комплекс работ по благоустройству малых парковых архитектурных форм, — сказал Мудров. — Восстановили исторические мостики, беседки «Башенка Шехерезады», «Храм Осириса и Исиды», колодец Посейдона. Показали способность музея к реставрации. Теперь своей очереди дождался дом. В нем не было капитального ремонта с момента восстановления в 1950 – 1960‑х годах».
Дом восстановят по фотографиям на начало 1910‑х годов. Полностью заменят кровлю, инженерные системы, деревянные детали, которые пришли в негодность. Экспозиция останется прежней. Мемориальные вещи — мебель, предметы быта и костюмы будут реставрироваться. Замена ждет обеденный стол. В советское время он был изготовлен из ДСП. По чертежам, сделанным рукой Репина, его восстановят из материалов, которые использовал художник. Планируется, что к дню рождения Репина 5 августа 2026 года дом примет посетителей.
Сама усадьба закрываться не будет. Там в нескольких выставочных павильонах развернута экспозиция, рассказывающая о ближнем круге Репина, его родственниках, друзьях и учениках. Проводятся экскурсии.
На пресс-конференции шла речь и о судьбе здания на Вознесенском проспекте. Музей получил его два с половиной года назад. Как говорит Мудров, этот объект в прошлом году вошел в Федеральную адресную инвестиционную программу, в рамках которой стала возможной реконструкция. С сентября начнется комплексное научное исследование здания. Как полагает глава музея, в 2027 году можно будет приступить непосредственно к реконструкции и строительным работам. В планах создание музейного квартала на углу Вознесенского проспекта и улицы Римского-Корсакова. Там разместятся фонды музея, реставрационный центр скульптуры и архитектурного рисунка, творческие мастерские. Предпроектные решения по реконструкции разработаны «Студией-44».
Для публики особый интерес представляют выставки, которые готовит музей. Их около сорока, включая передвижные, совместные и те, что будут показаны в филиалах и на основной площадке.
В числе самых важных проект «Переживание войны», посвященный 80‑летию Великой Победы. Он расскажет о жизни и творчестве выпускников Академии художеств военных и первых послевоенных лет.
Летом, в дни Петербургского экономического форума, в двух парадных залах музея откроется масштабная выставка произведений Зураба Церетели и Нико Пиросмани. Как заметил Мудров, Зураб Константинович давно не выставлялся в Петербурге. А выставок Пиросмани и вовсе не было, по крайней мере в новейшей истории. В числе участников проекта Московский музей современного искусства, Музей Востока, Третьяковская галерея, Музей-галерея Е. Евтушенко, частные коллекции.
В сентябре музей Академии художеств планирует представить проект, посвященный реставрации живописного полотна «Избиение младенцев» выдающегося мастера итальянского барокко Луки Джордано из своего собрания. Это рассказ об уникальной работе реставраторов, которая длилась на протяжении полутора лет и стала возможной благодаря обновлению оборудования мастерских музея. Эту картину почти никто не видел больше ста лет. Вслед за показом в нашем городе она примет участие в выставке произведений Луки Джордано и его учеников в ГМИИ им. Пушкина.
Осенью посетители музея увидят «Класс зверей и птиц, плодов и ягод». На эту выставку организаторы возлагают особые надежды. Она впервые представит историю возникновения старейших художественных классов и первоначальной системы образования в Императорской академии художеств.
Наконец, продолжение будет иметь ежегодная традиция представления лучших дипломных работ выпускников Академии художеств. Этот проект дополнит серия выставок под названием «Альма-матер» о педагогах и студентах, уже ставших мастерами.
Читайте также:
В Академии Штиглица проходит международный фестиваль «Вокруг света: искусство без границ»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 44 (7866) от 13.03.2025 под заголовком «Дом Репина, Пиросмани и прочие чудеса».
Комментарии