Долгим будет прощание
Не стало замечательного русского актера Алексея Петренко.

ФОТО Вячеслава ПРОКОФЬЕВА/ТАСС
Прекрасная и яркая судьба актера уложилась в отпущенные ему судьбой почти 79 лет жизни. Алексей Васильевич играл в труппах знаменитых театров и в легендарных спектаклях. Он снимался в фильмах самых лучших и любимых зрителями режиссеров - от Герасимова, Козинцева до Михалкова, Мельникова, Климова и Митты. Он пел в сопровождении симфонического оркестра и мудро, не торопясь, взирал на бурное течение жизни на сцене и в кадре. Казался флегматичным, но только казался, ибо это было сознание собственной силы и уверенности в том, что он всегда занимался таким нужным, но суетным делом, как лицедейство.
Мощь его дара прорывалась порою так неудержимо, что этого заряда хватало на многие последующие годы. Его героев было невозможно остановить в их порывах души и плоти. Они существовали в кадре и на сцене с размахом, даже если дело касалось вечного русского недуга. Поэтому, быть может, навсегда в памяти остался его Распутин из «Агонии», явивший на экране мистическую сущность русской мужицкой силы, где земное и небесное соседствовали с дьявольской верой в собственную правоту. Герои Петренко были разными - из разных стран и эпох, но в них всегда проглядывала такая убедительная основательность, что ты им верил, их уважал, даже если это был «вождь всех народов».
Он разрывал нам, зрителям, сердце, не щадя ни себя, ни своих героев, открывая в них такие глубины, от которых закружилась бы голова и у Достоевского. Вспомните только один эпизод (но какой!) - исповедь летчика в картине Алексея Германа «Двадцать дней без войны». Он мог заставить нас поверить даже в самую романтическую любовь начала нынешнего века, сыграв в одной из серий надоевших «Елок».
Он был... Нет, неправильно. Алексей Петренко остался с нами - на экране, в памяти. И в сердцах. Много лет назад он снялся в фильме с названием, которое сейчас кажется пророческим, - «Прощание». Чуть погодя в его фильмографии появилось название еще одной картины - «Долгим будет прощание». Действительно так.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 034 (5896) от 27.02.2017.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии