Доктор Джаз
Известному петербургскому джазовому пианисту Владимиру Лыткину исполнилось семьдесят.
Иллюстрация Furtseff/shutterstock.com
Нынче же, в 2016-м минуло сорок пять лет со дня окончания Лыткиным 1-го медицинского института и ровно столько же с момента первого его выступления на сцене знаменитого городского джаз-клуба «Квадрат» в амплуа пианиста в трио Валерия Мысовского. В позднесоветские годы только 45-летний стаж непрерывного служения на избранном поприще давал право на получение почетного звания «Ветеран труда». Если учесть, что доктор Лыткин не изменял ни своей профессии, ни своей музыке, можно считать его ветераном в квадрате.
В годы музыкальной юности Лыткина премьерами джазового пианизма в Ленинграде были Теймураз Кухолев и Юрий Вихарев, позже - Владимир Шафранов и Евгений Маслов, но все они играли в малых составах, не обширнее септета. Владимир Лыткин обретал свой пианистический стиль в трио непререкаемого лидера Валерия Мысовского. Но начиная с рубежных девяностых этот нарастивший джазовые мускулы музыкант оказался равно востребованным на всем джазовом пространстве. Лыткин - бессменный участник ансамбля Джазовой филармонии (малый состав), незаменимый пианист в оркестре Геннадия Гольштейна «Саксофоны Санкт-Петербурга», а в последнее время выступает и в программе «Ленинградского диксиленда», ведомого Олегом Кувайцевым. Это не просто разные составы - у каждого свой стиль и каждый диктует особые требования к игре пианиста. Лыткин всюду - свой. Более того, три оркестра - три различных репертуара. Блюзы, регтаймы и маршевые композиции из Нью-Орлеана и Золотой эры джаза, вечнозеленые мелодии для великих биг-бендов раннего свинга (реаранжированные Гольштейном), сложные темы бибопа, хард-бопа и кула (ансамбль Давида Голощекина) воспроизводятся Лыткиным с безупречной идентичностью. Он - первый из петербургских пианистов - уверенно хозяйничает на всем поле джазового мэйнстрима.
А о том, что он, между прочим, еще и кандидат медицинских наук, доцент кафедры психиатрии Военно-медицинской академии, можно прочесть и в Сети. Это лишь следование традиции: ленинградский/петербургский джаз всегда возглавляли универсальные интеллектуалы.
Звуковая визитная карточка маэстро - зачин к мелодии Come to me My Melancholy Baby, неизменно открывающей выступления оркестра «Саксофоны Санкт-Петербурга». Пусть он звучит, пока все мы живы.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (5818) от 27.10.2016.
Комментарии