2Vtzqv4Hz9U

Доктор культурологии Александр Ласкин представил книгу «Большой человек»

На минувшем Книжном салоне писатель доктор культурологии Александр Ласкин представил книгу «Большой человек», посвященную режиссеру Игорю Петровичу Владимирову (1919 – 1999).

Доктор культурологии Александр Ласкин представил книгу «Большой человек» | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Кто жил в Ленинграде в 1970  – 1980-е годы, помнит, как гремели спектакли Театра имени Ленсовета, который он возглавлял почти сорок лет. «Укрощение строптивой», «Дульсинея Тобосская», «Люди и страсти»...

В лучшие времена в труппе были сплошь звезды  – Анатолий Равикович, Алексей Петренко, Михаил Боярский, Лариса Луппиан, Ирина Мазуркевич, Елена Соловей, Сергей Мигицко... Примадонной была Алиса Фрейндлих.

 – Это действительно большая книга  – самая большая из всех, над которыми я работал: свыше 500 стра-ниц, 1000 фотографий,  – рассказал Александр Ласкин, автор концепции, составитель и литературный редактор.  – Книга была задумана больше двадцати лет назад, сразу после смерти Игоря Петровича. Инициатором и вдохновителем была Варвара, дочь Игоря Петровича Владимирова и Алисы Бруновны Фрейндлих. Конечно, немалую роль в работе над книгой сыграла Инесса Перелыгина, последняя жена Владимирова. Она записала на диктофон десятки интервью с актерами и режиссерами. Вообще-то люди театра не очень любят писать сами, но бывают исключения  – Инессе удалось получить замечательные воспоминания Сергея Юрского, Ефима Каменецкого, Олега Басилашвили...

В конце 2018 года «Петербургский театральный журнал» решил издать эту книгу. Главный редактор Марина Дмитревская предложила мне работу над этим сборником. Мне следовало из диктофонных записей выбрать самые интересные и превратить в тексты. Еще следовало «придумать» книгу. Все-таки книга о режиссере не может обойтись без «решения». Так появились три «действия» и три «антракта». В «действия» включены воспоминания, а в «антракты»  – отрывки из рецензий на спектакли. Благодаря этой структуре возник объем: с одной стороны, мы смотрим на Владимирова глазами его сотрудников, а с другой  – глазами критиков. Две эти точки зрения определяют драматургию книги.

На вопрос, чем он может объяснить феномен успеха Театра имени Ленсовета в эпоху Владимирова, Александр Семенович ответил так:

 – Собственно, вся наша книга об этом. Она рассказывает о том, как Владимиров собирал труппу, готовил взлет своего театра. Наконец, настало самое счастливое для него и ленсоветовцев время. Оно длилось не так долго  – лет десять-пятнадцать. В 1983 году из театра ушла Алиса Бруновна. Игорь Петрович сначала держался, пытался доказать себе и другим, что у его труппы достаточно сил, чтобы «держать планку» и без нее. И все-таки потом начался спад...

В Театре им. Ленсовета его лучшего периода поражала энергетика  – помню, одна московская критикесса сказала, что у нее такое ощущение, будто кто-то держит ленсоветовцев за кулисами, а затем они, как оглашенные, выскакивают на сцену. Не зря Владимиров сравнивал театр с футболом  – ведь на сцене тоже важна командная работа, тут не должно быть разделения на первых и вторых. К тому же Владимиров создавал труппу «по своему образу и подобию». В его театре было все, что так покоряло в нем самом,  – юмор, подвижность реакций, обаяние.



#книга #писатель #Книжный салон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6946) от 17.06.2021 под заголовком «Жизнь в трех действиях и трех антрактах».


Комментарии