Доказательство бессмертия. Петербургскому художнику Анатолию Заславскому - 80

16 марта в Музее искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открылась выставка «Мастерская в лицах» петербургского художника Анатолия ЗАСЛАВСКОГО, приуроченная к его 80-летию. Через день все государственные учреждения культуры закрылись на карантин. Но я, к счастью, успела ее увидеть. Когда-нибудь карантин закончится, музеи и театры снова откроют свои двери. А пока я решила познакомить вас с прекрасным художником, раз уж нельзя увидеть его картины.

Доказательство бессмертия. Петербургскому художнику Анатолию Заславскому - 80 | ФОТО Евгения АВРАМЕНКО

ФОТО Евгения АВРАМЕНКО

Договариваясь об интервью с Анатолием Савельевичем, я спросила, не боится ли он коронавируса и не лучше ли поговорить не вживую, а по телефону. «Я уже ничего не боюсь», - ответил художник и продиктовал адрес. Так я оказалась в его мастерской, расположенной на последнем этаже старинного дома на Петроградской стороне.

С огромными окнами, куда вливается весенний свет, картинами, составленными у стен, висящими на потолке с лепниной, палитрами, красками... Всем тем, что принято называть «творческим беспорядком» и что определяет стиль мастерских художников. Встретил меня громким мяуканьем белый кот Бизя, чей гордый профиль можно видеть на многих полотнах Заславского.

- Анатолий Савельевич, расскажите, пожалуйста, о своих юбилейных выставках. В МИСПе - «Мастерская в лицах», портреты. А в Новом музее планировалась большая выставка, открытие ожидалось в конце марта. Теперь - вряд ли откроется. Но ведь закончится эпидемия когда-нибудь.

- Надеюсь на это. Если в МИСПе я показываю портреты (работы отбирал не я, а директор музея Марина Джигарханян), то в Новом музее я хотел сделать выставку «каких попало картин», за которые мне самому не стыдно. Таких ... некрасивых. Или, точнее, таких, в которых нет всем доступной красоты.

- А за какой период?

- За все периоды! От 15 до 80 лет.

Анна зимой

- Я обратила внимание на выставке в МИСПе на картину «Анна зимой». По настроению она показалась нам с коллегой схожей с нынешним - пандемия, карантин, пустые улицы и одинокий женский силуэт в белом пальто с капюшоном, который скрывает лицо. Ощущение тревоги, словно растворенное в воздухе, как таблетка в воде, придающее этой сладостной весне чуть-чуть горечи.

- Правда? Если так, то это получилось непреднамеренно. Написана она, как вы понимаете гораздо раньше. Задумывая картину, я на самом деле хотел решить чисто живописные задачи. Видите ли, я считаю, что плоскость - это бог живописи. Божественная двухмерность картины не должна разрушаться, притворяясь трехмерным пространством. Мне было интересно передать глубину пространства, его трехмерность, при этом сохраняя плоскостность картины.

- А где этот пейзаж?

- На Охте. Там у меня 35 лет была мастерская - в доме напротив завода, где сейчас ДК «Громов». На 14-м этаже. Вид оттуда открывался потрясающий. Весь город как на ладони. Место очень красивое. Восхитительное пространство. Широкие проспекты, набережные, излучина Невы, неподалеку лавра, мосты... А между домом, где была мастерская, и Невой был парк. Мы там гуляли с маленькой дочерью.

Коты - спутники жизни

- На выставке в МИСПе много портретов, где люди вместе с котиками. А уж Бизя фигурирует на ваших картинах постоянно. Вы любите кошек?

- Это судьба у меня такая - коты сопровождают меня всю жизнь. Могу рассказать историю каждого из котов. Главная кошка моей жизни - сиамская. Вот она на картине, рядом с Полиной и Анной (показывает работу). Я нашел ее на Охте - увидел какой-то грязный комочек, который лежал в парадном и пищал. Принес домой. Но потом у нее наступил такой возраст, что она захотела замуж. Кричала диким голосом днями и ночами. Даже соседи приходили разбираться. И моя тогдашняя жена взяла ее и выбросила... В общем, я ушел вместе с кошкой жить в мастерскую.

- Я бы тоже так поступила.

- Кошка была странная. Наверное, у нее были психологические травмы с детства. Котята у нее рождались и умирали, потому что у нее не было молока. Временами она была очень злая. Гости придут, хотят с ней дружить, потому что она очень красивая. А она - раз - и цапнет. Когда должна была родиться Полина, я переживал: вдруг она обидит младенца? Но вышло иначе. Кошка стала Полине второй мамой. Все время была с ней, а если Полина начинала кричать, бежала за Анной или за мной. А потом у меня появился Бизя. Живет он здесь, в мастерской. И очень любит, когда приходят люди. Общительный.

Я преодолел Петербург, выстрадал, полюбил

- Расскажите, пожалуйста, о своих отношениях с Петербургом - городом, портрет которого вы ведь тоже создаете всю жизнь.

- Я приехал из Киева. Мне 19 лет, одиночество, тоска, безнадежность. И этот город - холодный и очень красивый. Идешь по набережной зимой, ледяной ветер, продувающий огромные пустые пространства. Я преодолел Петербург, я его выстрадал, полюбил и люблю уже 60 лет.

У меня были с ним разные отношения. Я писал царственный Петербург, открыточный, потому что мне нравится вообще-то преодолевать вульгарное, затасканное. Как нравится и делать самый некрасивый или самый затасканный, затертый пейзаж живописным. Огромные пространства Охты, мосты, дворы, руины, районы заводские, пролетарские, прекрасная Петроградская сторона. Нет другого такого города.

- Вы человек южный. Петербург не кажется вам серым?

- Нет. Я скажу, что он более цветной, чем, например, Киев или любой другой южный город. Когда это вечное яркое солнце, то везде тональные контрасты. А вот пасмурная погода дает оттенки, нюансы, мерцание цвета, волшебные переливы. Это вам любой живописец скажет.

Доказательство бессмертия

- Расскажите, пожалуйста, о портрете как жанре, ныне исчезающем. Вот «Мастерская в лицах». Изображены люди, которые в течение многих лет бывали в вашей мастерской на Охте, близкие, родные, друзья, натурщики. Должны ли зрители что-то знать об этих людях, чтобы понять их, почувствовать их значительность, индивидуальность? Или они все равно смогут, так сказать, прочитать информацию, закодированную в лицах?

- Они должны узнать о них, смотря на мои картины. Как мне кажется, я даю для этого информацию. Когда я пишу портрет, я словно вижу внутри человека что-то глубоко личное, даже интимное. Я пишу портреты людей, которых люблю, с которыми дружу, имею какие-то общие интересы. И тут можно подойти по-разному. Можно написать обворожительно-импрессионистический портрет, передать свое беглое впечатление от личности человека. А бывает, смотришь и видишь в лице человека психо-физический тип, который словно уже существует испокон веков. Ты узнаешь это лицо, как после долгой разлуки. Вспоминаешь, что видел этого человека когда-то давно - быть может, в XI веке, а может, в XVII. И я воспринимаю это как доказательство моего бессмертия, моего всегдашнего существования. Возникает ощущение дежавю.

- Узнавание того, чего не было?

- Нет, было, но ты об этом не помнишь. И вдруг что-то щелкает, и воспоминание всплывает.

#художники #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 059 (6657) от 09.04.2020 под заголовком «Доказательство бессмертия».


Комментарии