Добрый следователь Капитан Очевидность

Сборник саратовского писателя и журналиста Романа Арбитмана «Серийные любимцы» - первая в России книга, которая целиком и полностью составлена из рецензий на телесериалы - по крайней мере первая, изданная заметным тиражом.

Добрый следователь Капитан Очевидность | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

За последние десять - пятнадцать лет отношение к телесериалам в российском обществе изменилось самым решительным образом. Зрители, которых под угрозой расстрела не заставишь смотреть «Санта-Барбару» или «Богатые тоже плачут», не могут оторваться от «Настоящего детектива», «Шерлока» или «Мира Дикого Запада» - и требуют добавки. О сериалах уважительно отзываются «качественные СМИ», их по косточкам разбирают философы, социологи, психологи, литературоведы.

Но, для того чтобы в свет вышла первая обзорная книга отечественного автора, от начала до конца посвященная этому явлению, понадобилось десять лет с гаком - что не самым лестным образом характеризует нашу книжную индустрию.

О том, что голливудский «полный метр» окончательно превратился в киноаттракцион, а лучшие американские сценаристы и режиссеры целыми прайдами мигрировали на территорию ТВ, говорят довольно давно - как минимум со времен телесериалов «Остаться в живых» (2004 - 2010) и «Доктор Хаус» (2004 - 2011). Да и мысль о том, что англо-американские телешоу в сфере интеллектуального досуга изрядно потеснили пухлые романы, уже успела стать общим местом.

В путеводитель «Серийные любимцы» объемом 416 страниц включено 105 отзывов на современные сериалы. Могло бы быть и больше, но Роман Арбитман с самого начала ограничил себя жесткими рамками. Здесь собраны рецензии только на завершенные сериалы последних лет, причем исключительно англоязычные. Таким образом, многочисленные латиноамериканские, индийские, китайские и российские телешоу остались за границами исследования - как и сверхпопулярные «Игра престолов» и «Шерлок», нестареющие «Баффи» и «Секс в большом городе», «Американская история ужасов» и «Кости», и многие другие.

Едва ли это можно назвать недостатком - скорее, Арбитман сознательно оставляет пространство для маневра, задел на будущее: качественных англо-американских шоу хватит еще на три-четыре такие книги, а если охватить континентальную Европу - минимум на полдюжины.

Разумеется, автор этой книги не смог обойти стороной нашумевшие проекты вроде культового «Светлячка» Джосса Уидона, криминальной трагикомедии «Во все тяжкие», триллера «24 часа» - или тех же «Остаться в живых» и «Доктора Хауса». Однако из всех жанров предпочтение он явно отдает детективам, многосерийным боевикам и историям про современных робингудов, щедро раздавая восемь-девять звезд (из десяти возможных) однотипным, не претендующим на сюжетную оригинальность работам вроде «Белого воротничка» или «Воздействия».

В этом чувствуется некая ирония. Роман Арбитман известен публике прежде всего как ядовитый, ироничный и изобретательный «злобный критик» - именно так называлась его персональная колонка в одном из глянцевых журналов. Может быть, критик излишне субъективный, но неизменно остроумный, не лезущий за словом в карман.

Книги, которые ему чем-то не угодили, он разделывает под орех виртуозно, со смаком: чтобы убедиться в этом, достаточно открыть «Антипутеводитель по современной русской литературе», предыдущий сборник Арбитмана, изданный «Центрполиграфом». Счет писателей, затаивших на него обиду, идет на десятки, если не на сотни - это дорогого стоит. Но в новой книге Роман Эмильевич выступает в нехарактерной для него роли «доброго следователя» - и в этом амплуа далеко не так убедителен.

Рискну повториться, но идеальная аналитическая рецензия, на мой взгляд, - та, что вскрывает неявные закономерности и скрытые подтексты, после которой читатель/зритель с размаху хлопает себя по лбу: «Черт возьми, а ведь действительно!.. Как же я сам не заметил?». Увы, именно разговора о подтекстах и аллюзиях, об изобразительных средствах и повествовательных приемах Роман Арбитман тут тщательно избегает.

В большинстве рецензий из «Серийных любимцев» он честно излагает фабулу сериала - без спойлеров, не беспокойтесь (спойлер - преждевременно раскрытая сюжетная информация, которая разрушает интригу. - Прим. ред.), - дает краткую характеристику центральным персонажам, иногда затрагивает обстоятельства создания телешоу, в двух словах рассказывает о прокатной судьбе. Однако его обобщения по большей части смахивают на реплики Капитана Очевидность.

Например, рецензент констатирует, что не все любители конспирологических телешоу - чокнутые, как мартовский заяц. Ладно, поверим, пусть и не без труда. Но все-таки: какое тайное общество инспирирует производство сериалов о «теории заговора» в почти неприличных промышленных количествах? Или, может быть, это все-таки отражение неких социальных процессов, психологический феномен, характерная черта массового телепроизводства?..

От ответов на подобные вопросы Арбитман ловко уклоняется. Все, что за пределами сюжета, он обходит молчанием. А жаль, ведь это самое интересное: именно возможность интерпретации на разных уровнях и делает сериалы заметной частью современной культуры, как минимум культуры массовой.

Остается надеяться, что Роман Эмильевич не ограничится одной книгой и уж в следующем томе непременно развернется по полной. Как минимум расчехлит старую добрую шашку и рубанет с плеча - благо это он умеет мастерски.

Роман Арбитман. Серийные любимцы. 105 современных сериалов, на которые не жаль потратить время. - М.: Центрполиграф, 2016.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5873) от 23.01.2017.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.