Добрым молодцам урок. На экраны вышел фильм «Последний богатырь. Корень зла»
Старт нового года в отечественном кино оказался поистине богатырским. Первый же российский фильм, выпущенный в прокат 1 января, за новогодние праздники набрал рекордную сумму – более чем полтора миллиарда рублей кассовых сборов. Речь идет об экранной сказке «Последний богатырь. Корень зла». Успех тем более впечатляющ, если учесть, что в нынешних условиях зрительные залы могут быть заполнены только на 25 процентов от общего числа посадочных мест. Таким образом, режиссер Дмитрий Дьяченко и его команда превзошли кассовый успех трехлетней давности, когда их «Последний богатырь» под номером один собрал за аналогичный срок (в нормальных условиях) один миллиард рублей.
Причины успеха обоих фильмов лежат в давних зрительских ожиданиях качественной экранной продукции для семейного просмотра. Свою роль сыграла и анимационная франшиза студии «Мельница» про трех богатырей и примкнувшего к ним коня Юлия. Можно даже сказать, что нынешнее поколение зрителей-миллениалов было разогрето этим циклом похождений троицы былинных персонажей русских сказок.
Свою роль сыграла, конечно, и настойчивая реклама на телеэкране и различных сетевых ресурсах. Прибавьте к этим причинам и способности творческой бригады обоих «богатырей», проявленные в таком успешном эфирном и кинопроекте, как «Кухня», где профессиональные подробности житья-бытья ресторанного бизнеса в допандемийную эпоху сочетались с качественными иронией и юмором, не говоря уже о ярких характерах и запоминающихся актерских работах. А главное, нам на экране показали русский сказочный мир, где вечные сюжеты соседствуют со вполне житейскими коллизиями и где национальный характер проявляется самым невероятным образом в похождениях и поступках. Как не вспомнить восклицание классика: «Что за прелесть эти сказки!».
И уж, конечно, успех фильмов в немалой степени обеспечил тот самый персонаж, которого в русском фольклоре именуют не иначе как Иван-дурак. Правда, он вполне может превратиться в Ивана-царевича, а царевна-лягушка – в Василису Премудрую. Нынче «последним богатырем» был назначен некто Иван Ильич Найденов, житель Москвы и хитрый участник телешоу про магов и чародеев. Только вот не ведал братец Иванушка, что предстоит ему случайное путешествие в другой мир, где ждут его и богатыри, и ведьмы, и Кощей с Бабой-ягой, и всякие лесные чудища и водяные.
Играющий Ивана Виктор Хориняк – вполне узнаваемая по сериалам персона (он играл и в «Кухне»). Его герой напоминает тех, кто ко всему относится легко, не прочь слукавить и обвести вокруг пальца без всякого волшебства доверчивых телезрителей и жителей мегаполиса. А предстоит ему отправиться «туда, не знаю куда» и добыть «то, не знаю что»... Позже выяснится, что цель его переселения в мир сказки – освобождение загадочного Белогорья от... власти Добрыни Никитича (Евгений Дятлов), которого обольстила и сбила с пути истинного злая Варвара (Екатерина Вилкова). А для выполнения поставленной группой сценаристов задачи надо добыть меч-кладенец, который самым сказочным образом разрубит узел всех возникших в сказочном царстве проблем.
Миссия Ивана осложнена еще и тем, что его родной батюшка – Илья Муромец (Юрий Цурило), некогда обманом побежденный Добрыней. Где-то в прологе сюжета мелькает и эпизод с Алешей Поповичем, которого одолела-таки Варвара... Словом, уже в первом фильме все перепуталось таким странным образом, что злые силы встали на сторону добра, а те, кто должен был это добро защищать, свою корыстную выгоду и возможную власть поставили выше всех иных целей. Вот такой сказочный вышел парадокс, который продолжен и в нынешней новогодней премьере. А конфликт в душе Ивана, который хочет остаться в Белогорье, но в то же время не может обойтись без прелестей быта ХХI века, и порождает ту энергию жанра, когда лукавство истории вдруг обращается, как в Лукоморье, во вполне серьезный и важный для героя момент истины.
Изгибы и повороты сюжета обоих «Последних богатырей» показаны с юмором. Особенно в тех эпизодах, где на стороне Ивана оказываются представители сказочной нечисти. Не сразу узнаешь в Бабе-яге Елену Яковлеву, и только из титров можно догадаться, что в Водяного превратился Сергей Бурунов. Хотя Константина Лавроненко в Кощее можно узнать сразу. Когда же эта команда вместе с Иваном и Василисой (Мила Сивацкая) отправится вновь в путь, чтобы освободить свое царство от всяких корней зла, то к ним прибавится Колобок с голосом Гарика Харламова, а заодно и новый, «качественный» богатырь Финист – Ясный Сокол (Кирилл Зайцев). Ивану же вновь придется подтверждать собственный статус богатыря и богатырского сына.
Сказка в исполнении отечественных мастеров экрана получилась на загляденье – с чудесами, превращениями, полетами и поединками. Все-таки традиции советской киносказки Александра Роу и Александра Птушко не остались в прошлом, а вновь ожили в «богатырской» дилогии. Особенно это заметно во впечатляющих природных панорамах необычайной красоты, снятых в разных уголках нашей страны.
В фильме немало отсылок к нынешнему миру гаджетов и девайсов. Будто в шутку, невзначай публике предлагается пофантазировать и примерить на себя личину сказочного героя. А для того чтобы не зрители не заскучали в ожидании продолжения, наш «последний богатырь» Иван вновь обретает в финале дилогии не только отца Илью, но и...
Здесь и сказочке конец, а кто смотрел второй фильм до самого финала титров, тот и молодец! И не все еще силы зла побеждены. Зато богатырей в российском прокате, кажется, в данный момент достаточно. Ждем новых.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 4 (6842) от 14.01.2021 под заголовком ««Добрым молодцам урок»».
Комментарии