Добровольцы осмотрели три деревянные дачи в Старом Петергофе
Мониторингом состояния трех деревянных дач в Старом Петергофе — памятников архитектуры, построенных в конце XIX века на берегу Финского залива, петербургские добровольцы завершили третий сезон программы «Волонтеры культуры» как части общероссийского проекта «Культура». В 2022 году эти дачи были в центре внимания тех, кого беспокоит судьба ценного и хрупкого деревянного наследия.

ФОТО Википедии / Scared.fork. / CC BY-SA 3.0
В субботу двадцать отобранных по конкурсу добровольцев под руководством эксперта Натальи Котлобай провели осмотр трех построек — это дачи Михаила Бенуа и Людвига Крона, построенные по проекту известного архитектора Леонтия Бенуа, а также дача Артура Грубе, созданная по собственному проекту владельца. Сейчас все три здания и окружающая их общая территория находятся в ведении СПбГУ.
Как пояснила нашей газете Котлобай, после тщательного осмотра и фотографирования зданий (это заняло около двух часов) волонтеры составили черновой вариант «акта визуального обследования». Вернувшись домой, они подготовят полный отчет о проведенной работе. Помимо образовательного значения эти обследования найдут практическое применение в проекте реставрации дачных построек.
Кроме Старого Петергофа в этом сезоне мониторинг проводился на даче Леснер на Варваринской улице и даче Маяковского в Левашове. Волонтеры актировали восемь домов в Фабричном поселке (Красное Село) и в Дудергофе. Самой трудной была работа в Фабричном поселке, где находятся давно заброшенные и руинированные объекты культурного наследия.
Волонтерская программа 2022 года включала кроме мониторинга субботники, обмерную практику и полевые обследования. В субботниках могли принять участие все желающие, которых всегда много. Важно, что в этом году поработать руками стремились все больше молодых добровольцев. Обмерная практика и полевые обследования проводились студентами профильных вузов. В нынешнем году это были представители СПбГУ и СПбГАСУ.
Как рассказала нашей газете Евгения Петрашень, старший преподаватель СПбГУ, куратор волонтерской программы, в ходе субботников был удален самосев, который в Старом Петергофе распространяется с редкой для наших северных широт быстротой. При помощи профессиональных плотников очищены водостоки одной из дач и восстановлена заделка проемов, нарушенная вандалами.
На субботниках волонтеры очистили от ила небольшой пляж напротив дачи Бенуа. Кстати, эта работа еще раз напомнила о старой проблеме. Дача специально строилась на берегу живописной лагуны. Тогда в воде не было никакой растительности, к берегу причаливали лодки с гостями семейства Бенуа. Теперь берег почти полностью зарос тростником и камышом. Исторический вид утрачивается. Но природоохранные ведомства не разрешают трогать тростник: весной в зарослях гнездятся птицы. Каждую осень тростник высыхает, падает в воду, его прибивает к берегу, который постепенно замусоривается.
Под словами «обмерная практика и обследование» на самом деле подразумевался пятидневный «интенсив». По утрам студенты слушали лекции о деревянной архитектуре, ее ценности и практиках сохранения, а также об истории трех петергофских дач и перспективах их реставрации. Днем волонтеры брались за линейки, рулетки и карандаши: обмеряли и зарисовывали дачи. Их также ознакомили с методами фотограмметрии и лазерного сканирования. В итоге были получены обмерные чертежи и цифровые копии трех зданий по состоянию на сегодняшний день. В ближайшие недели будет подготовлен «предпроектный анализ». То есть документ, который предшествует проектированию реставрации.
Три дачи в Старом Петергофе давно нуждаются в капитальной реставрации. После многолетних разговоров дело наконец сдвигается с мертвой точки. Путь к возрождению дач и созданию в них арт-резиденции СПбГУ «Дача Бенуа» небыстрый. Первые идеи были высказаны около десяти лет назад. Концептуальные предложения по созданию в дачах музея, выставочных залов, творческих мастерских и гостиницы были подготовлены в 2019 году. И в СПбГУ есть понимание важности решения этой задачи. Началась работа по организации научной реставрации объектов культурного наследия, находящихся в ведении этого вуза.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7276) от 14.10.2022 под заголовком «Волонтеры съезжались на дачу».
Материалы рубрики
Доходный дом купца Ефима Егорова стал памятником
Дача адвоката Василия Леви не станет памятником
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии