Доброе утро, капитан!

Он пролежал там почти три столетия – немецкий корабль «Архангел Рафаил» затонул в Финском заливе в 1724 году. В 2014-м подводные археологи достали с места кораблекрушения множество предметов. Среди них – этот кафтан, который, по легенде, принадлежал капитану корабля. Археологи обратились к Эрмитажу с просьбой отреставрировать эту уникальную вещь.

Доброе утро, капитан! | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

На традиционном эрмитажном празднике «Проводы белых ночей», который прошел в манеже Малого Эрмитажа, журналисты увидели капитанский кафтан.

– Он был в страшном состоянии, – вспомнил на встрече директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – И наши реставраторы тканей вернули его к жизни. Сегодня мы думаем, как и где будем его показывать.

В Эрмитаже работают 170 реставраторов, в основном это специалисты высшей категории, чье ремесло порой граничит с магией. Михаил Пиотровский однажды назвал реставраторов «главными людьми музея». Ибо они «допущены в святая святых – музейные хранилища, где царствуют безраздельно вместе с хранителями, открывают тайны и красоты, находят и лечат болезни... Именно они защищают искусство от превратностей судьбы, от времени и от людей».

Подробнее о «лечении» капитанского кафтана нам рассказала Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей:

– Это кафтан первой четверти XVIII века. Казалось бы, вещей, подобных ему, в музеях довольно много. Но у этого – совершенно уникальная история. Когда археологи привезли его к нам, мы решили, что он кожаный. На самом деле он сшит из шерстяного сукна, но во время кораблекрушения оно пропиталось дегтем, разлившимся из бочек, которые были на судне.

Кафтан доставили к реставраторам в корыте с балтийской водой. Дело в том, что вода в Балтике – необычная. Она малосоленая, очень холодная и темная, не пропускающая солнце. Именно поэтому вещи и могут сохраняться в ней так долго. Затони корабль где-нибудь в Средиземном море, они бы разрушились гораздо быстрее.

Кафтан сначала промывали морской водой, потом пресной. Затем использовали химические реактивы, которые вытягивают деготь.

– И вещь прямо у нас на глазах стала менять цвет, – вспоминает Марина Денисова. – Оказалось, что кафтан не темно-коричневый, а горчичный.

Реставраторы работали четыре месяца.

– Мы так привыкли к нему, что утром, приходя на работу, говорили: «Доброе утро, капитан!», а уходя, прощались, – говорит Марина Денисова.

Удивительно, как много вещь может рассказать о человеке, который ее носил. Вот этот капитан, к примеру, был человеком бережливым. За модой не гнался. Некоторые детали кафтана отстают от моды 1724 года лет на 10 – 15. Под рукавом есть заплатка, сбоку – прореха, которая зашита льняными нитками.

И даже сейчас от кафтана еще исходит едва уловимый запах дегтя и холодного Балтийского моря, которое сохранило его.

Кстати, капитан не утонул вместе с кафтаном. «Архангел Рафаил» сел на мель, и команда спаслась.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (5754) от 29.07.2016.


Комментарии