Доброе утро, капитан!
Он пролежал там почти три столетия – немецкий корабль «Архангел Рафаил» затонул в Финском заливе в 1724 году. В 2014-м подводные археологи достали с места кораблекрушения множество предметов. Среди них – этот кафтан, который, по легенде, принадлежал капитану корабля. Археологи обратились к Эрмитажу с просьбой отреставрировать эту уникальную вещь.

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
На традиционном эрмитажном празднике «Проводы белых ночей», который прошел в манеже Малого Эрмитажа, журналисты увидели капитанский кафтан.
– Он был в страшном состоянии, – вспомнил на встрече директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. – И наши реставраторы тканей вернули его к жизни. Сегодня мы думаем, как и где будем его показывать.
В Эрмитаже работают 170 реставраторов, в основном это специалисты высшей категории, чье ремесло порой граничит с магией. Михаил Пиотровский однажды назвал реставраторов «главными людьми музея». Ибо они «допущены в святая святых – музейные хранилища, где царствуют безраздельно вместе с хранителями, открывают тайны и красоты, находят и лечат болезни... Именно они защищают искусство от превратностей судьбы, от времени и от людей».
Подробнее о «лечении» капитанского кафтана нам рассказала Марина Денисова, заведующая лабораторией научной реставрации тканей:
– Это кафтан первой четверти XVIII века. Казалось бы, вещей, подобных ему, в музеях довольно много. Но у этого – совершенно уникальная история. Когда археологи привезли его к нам, мы решили, что он кожаный. На самом деле он сшит из шерстяного сукна, но во время кораблекрушения оно пропиталось дегтем, разлившимся из бочек, которые были на судне.
Кафтан доставили к реставраторам в корыте с балтийской водой. Дело в том, что вода в Балтике – необычная. Она малосоленая, очень холодная и темная, не пропускающая солнце. Именно поэтому вещи и могут сохраняться в ней так долго. Затони корабль где-нибудь в Средиземном море, они бы разрушились гораздо быстрее.
Кафтан сначала промывали морской водой, потом пресной. Затем использовали химические реактивы, которые вытягивают деготь.
– И вещь прямо у нас на глазах стала менять цвет, – вспоминает Марина Денисова. – Оказалось, что кафтан не темно-коричневый, а горчичный.
Реставраторы работали четыре месяца.
– Мы так привыкли к нему, что утром, приходя на работу, говорили: «Доброе утро, капитан!», а уходя, прощались, – говорит Марина Денисова.
Удивительно, как много вещь может рассказать о человеке, который ее носил. Вот этот капитан, к примеру, был человеком бережливым. За модой не гнался. Некоторые детали кафтана отстают от моды 1724 года лет на 10 – 15. Под рукавом есть заплатка, сбоку – прореха, которая зашита льняными нитками.
И даже сейчас от кафтана еще исходит едва уловимый запах дегтя и холодного Балтийского моря, которое сохранило его.
Кстати, капитан не утонул вместе с кафтаном. «Архангел Рафаил» сел на мель, и команда спаслась.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (5754) от 29.07.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии