Добро победит обязательно

Если кто и подготовился достойно к плавному переходу от Года культуры к Году литературы, так это петербургские театры. От литературы они вообще ни на шаг. Преданы ей безусловно и поголовно. «Рыться в книгах», похоже, их первейшее правило. И сказки в их библиотеке занимают не последнее место.

Добро победит обязательно | ФОТО предоставлено пресс-службой театра<br>Добро (Солдатик) и зло (Чертик) на сцене театра «Буфф» устроили дуэль на карандашах

ФОТО предоставлено пресс-службой театра
Добро (Солдатик) и зло (Чертик) на сцене театра «Буфф» устроили дуэль на карандашах

Сказки любят и взрослые. Но у детей свои пристрастия и свои правила общения с любимыми книжками. Нет больших консерваторов, чем юные зрители и читатели. Они готовы по пять раз смотреть один и тот же кукольный «Кошкин дом». Книжки заставляют перечитывать по десять раз. И не приведи господь бабушке или дедушке переврать текст! Строгий слушатель запоминает книжку до запятой и решительно пресекает отсебятину. Не оттого ли Щелкунчики и Карлсоны, Айболиты и Белоснежки на сцене живут подолгу? Это мир, в котором дети чувствуют себя как дома. Любую новацию им надо пережить, освоить, изучить.

Театры каждый раз рискуют, если предлагают юным зрителям незнакомый сюжет или неожиданную версию знакомой истории. Здесь надо быть предельно убедительными, чтобы заставить аудиторию забыть о персонажах, с которыми та свыклась. Иной раз лучше пойти на поводу у публики и ее пристрастий.

Именно так и поступили в театре «Буфф», где накануне Рождества вспомнили как нельзя более подходящую к новогодним праздникам сказку «Стойкий оловянный солдатик». Тридцать лет назад на основе книги Ханса Кристиана Андерсена Николай Денисов написал либретто, а композитор Сергей Баневич сочинил оперу. Теперь эти авторы уже известны и имениты, а опера пережила сотни (если не тысячи) представлений.

Казалось бы, сегодня это сочинение может показаться устаревшим. Однако академизм музыки и остроумные диалоги воспринимаются вполне адекватно. Декорации и костюмы – на той же волне. Яркие, театральные, они поддерживают игровую стихию спектакля, поставленного давним другом «Буффа» московским режиссером Виктором Рябовым, для которого важно действенное начало оперы.

Моим юным соседям по партеру было понятно и нескучно. В антракте пятилетняя внучка (главный эксперт по тюзовским вопросам) призналась, что больше всего ей понравился Чертенок в исполнении Дмитрия Аверина. Он был чертовски обаятелен, но поступками себя компрометировал: «Только зачем он Солдата из окна вытолкнул?!». К концу спектакля детские симпатии склонились к приятному во всех отношениях Солдатику (Александр Подберезский). Добро победило как на сцене, так и в зале.

Мюзикл «Странствия Нильса», премьера которого состоялась в Театре Ленсовета, заранее вселял большие надежды. Музыка Максима Леонидова, театр, где и Карлсону живется неплохо (вот уже лет сорок), и вообще с детьми всегда находили общий язык. Думалось, что и Сельма Лагерлеф, некогда сочинившая «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции», не подведет.

Видно было, что и авторы мюзикла, и режиссер Мария Романова к постановке готовились основательно. И о народных инструментах не забыли, и круг персонажей сильно расширили, и новые сюжетные линии из книги почерпнули.

Публика, однако, недоумевала. Мы же со сказкой знакомы не по первооснове (не у всех дома на полке найдешь четырехтомник шведской писательницы), а по адаптациям. Лучшую из них – сценарий мультика «Заколдованный мальчик» – сочинил Михаил Вольпин. Именно этот пересказ стал для русской аудитории каноническим, поскольку вобрал главное: и традиционное соотношение добрых и злых сил, и красоту северной страны, по которой путешествует Нильс вместе с домашним гусем Мартином и стаей диких гусей, и счастливый финал.

Авторы мюзикла соревнование с Вольпиным проиграли. Не только потому, что последний был выдающимся сценаристом, драматургом, соавтором Николая Эрдмана и очевидным знатоком детской психологии. В театральной постановке сюжет перегружен побочными линиями и героями, а в музыке нет ни одного хита. Однажды, когда вдруг прозвучала пара тактов из «Вечной любви» Жоржа Гарваренца, мы встрепенулись и даже благосклонно приняли арию Орла Горго (эта партия доверена самому видному и голосистому артисту молодежной труппы Максу Ханжову). Затем мюзикл вернулся в обычное русло, в котором всевозможные стили представлены широко, но однообразно.

Сценографу Эмилю Капелюшу удалось поднять стаю гусей над землей, летают они, несмотря на внушительный объем, весьма эффектно. Но парят, как видно, по ночам – на фоне черного задника, оттого нам так и не удалось увидеть полей, лугов, озер и неба Швеции. С географической точки зрения полет не удался. Зато с педагогической – вполне. Нильс научился любить животных, жалеть слабых, противостоять злу, скучать по родному дому. И все кончилось благополучно.

Так и должна завершаться сказка... Хотя, похоже, спектакль предназначен не тем дошколятам, которые пришли с мамами-папами в театр. Мрачноватая атмосфера «Путешествий Нильса» ближе тинейджерам, которые уже начинают «бодаться» с родителями, взрываться от назиданий, искать свободы, набивать шишки, учиться на собственных ошибках... Этой аудитории, возможно, захочется после спектакля взять в руки книжку и открыть для себя замечательную взрослую прозу Сельмы Лагерлеф.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 003 (5376) от 14.01.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?