До «жестокого расцвета»

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме были представлены две книги, вышедшие в Петербурге, – избранная лирика и проза Ольги Берггольц «Стихотворения», «Дневные звезды». Воспоминания» и книга Натальи Прозоровой «Ольга Берггольц. Начало» (по ранним дневникам).

До «жестокого расцвета» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

То, что издания были представлены горожанам именно в Фонтанном доме – доме Ахматовой, важно и символично. Ольга Берггольц была вхожа в этот дом, Ахматова ценила поэтический дар Берггольц. «Кланяюсь Анне Андреевне Ахматовой: я имела счастье быть ее другом – с того дня, когда девчонкой с косами пришла к ней, до дня ее смерти», «Анну Ахматову я знала с 18 лет, дружила с ней, любила ее и ее стихи...» – писала Берггольц в своих автобиографических заметках. Лидия Корнеевна Чуковская в своих дневниках записывает отзыв Ахматовой о Берггольц уже после постановления 1946 года, в 1957-м: «Относительно меня Оля всегда вела себя безупречно».

Книга избранной прозы и лирики Берггольц, включая «Дневные звезды», снабжена комментариями. Причем «Дневные звезды» откомментированы впервые. «Пришло время, когда их надо читать и комментировать, – отмечает Наталья Прозорова. – Ушли историко-литературные и бытовые реалии того времени». В книге собраны также воспоминания об Ольге Берггольц, раскрывающие читателю личность поэта. Как говорила Наталья Прозорова, представляя издание, – «тонкие и глубокие воспоминания Сергея Наровчатова, Дмитрия Молдавского, впервые опубликована подготовленная еще в те времена, когда издавался трехтомник Берггольц, в конце минувшего века, статья литературного критика, литературоведа, прозаика и мемуариста Владимира Яковлевича Лакшина». Этот текст в свое время не вошел в трехтомник по воле сестры Ольги Федоровны, Марии Федоровны Берггольц, но теперь он доступен читателям. Книга иллюстрирована материалами из рукописного отдела Института русской литературы – Пушкинского Дома.

Книга Натальи Прозоровой «Начало» посвящена ранним дневникам Ольги Федоровны. Она всю жизнь, фактически с детства, вела дневники, фиксировала то, что происходит с ней, с ее душой, что происходит с городом и страной. Она писала откровенно, иногда эта откровенность кажется запредельной. На представлении книги «Начало» Наталья Аркадьевна говорила о том, что исследователи до сих пор дискутируют – где та мера открытости в публикациях дневников – записей интимных, чрезвычайно откровенных и бесстрашных по отношению к самому пишущему. «Мы должны публиковать дневники полностью, без купюр, чтобы не исказить у читателя восприятие личности автора, – считает исследовательница. – Надо помнить одно: «Не осуди – перед тобою исповедь».

Уже в 13 лет юная Ольга Берггольц пишет: «...Я не хочу быть другой девочкой. Я восхищаюсь и воспринимаю красоту по-своему, и, может быть, более чем они, но я не говорю об этом громко и вслух».

Книга Натальи Прозоровой погружает читателя в атмосферу дома, где росла Ольга, позволяет понять, как она почувствовала свое поэтическое призвание. Книга рассказывает о любви и расставании Ольги и ее первого мужа – Бориса Корнилова. О том, как, несмотря на разрыв личных отношений, Ольга всегда защищала «талантище Корнилова» и как она продолжала искать свой поэтический путь: «Стихи хочу писать и боюсь. Где же, где же мой голос?». До «жестокого расцвета» Ольги оставалось тогда чуть больше десятилетия...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 011 (5384) от 26.01.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?