Главная городская газета

До «жестокого расцвета»

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью
До «жестокого расцвета» | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме были представлены две книги, вышедшие в Петербурге, – избранная лирика и проза Ольги Берггольц «Стихотворения», «Дневные звезды». Воспоминания» и книга Натальи Прозоровой «Ольга Берггольц. Начало» (по ранним дневникам).

То, что издания были представлены горожанам именно в Фонтанном доме – доме Ахматовой, важно и символично. Ольга Берггольц была вхожа в этот дом, Ахматова ценила поэтический дар Берггольц. «Кланяюсь Анне Андреевне Ахматовой: я имела счастье быть ее другом – с того дня, когда девчонкой с косами пришла к ней, до дня ее смерти», «Анну Ахматову я знала с 18 лет, дружила с ней, любила ее и ее стихи...» – писала Берггольц в своих автобиографических заметках. Лидия Корнеевна Чуковская в своих дневниках записывает отзыв Ахматовой о Берггольц уже после постановления 1946 года, в 1957-м: «Относительно меня Оля всегда вела себя безупречно».

Книга избранной прозы и лирики Берггольц, включая «Дневные звезды», снабжена комментариями. Причем «Дневные звезды» откомментированы впервые. «Пришло время, когда их надо читать и комментировать, – отмечает Наталья Прозорова. – Ушли историко-литературные и бытовые реалии того времени». В книге собраны также воспоминания об Ольге Берггольц, раскрывающие читателю личность поэта. Как говорила Наталья Прозорова, представляя издание, – «тонкие и глубокие воспоминания Сергея Наровчатова, Дмитрия Молдавского, впервые опубликована подготовленная еще в те времена, когда издавался трехтомник Берггольц, в конце минувшего века, статья литературного критика, литературоведа, прозаика и мемуариста Владимира Яковлевича Лакшина». Этот текст в свое время не вошел в трехтомник по воле сестры Ольги Федоровны, Марии Федоровны Берггольц, но теперь он доступен читателям. Книга иллюстрирована материалами из рукописного отдела Института русской литературы – Пушкинского Дома.

Книга Натальи Прозоровой «Начало» посвящена ранним дневникам Ольги Федоровны. Она всю жизнь, фактически с детства, вела дневники, фиксировала то, что происходит с ней, с ее душой, что происходит с городом и страной. Она писала откровенно, иногда эта откровенность кажется запредельной. На представлении книги «Начало» Наталья Аркадьевна говорила о том, что исследователи до сих пор дискутируют – где та мера открытости в публикациях дневников – записей интимных, чрезвычайно откровенных и бесстрашных по отношению к самому пишущему. «Мы должны публиковать дневники полностью, без купюр, чтобы не исказить у читателя восприятие личности автора, – считает исследовательница. – Надо помнить одно: «Не осуди – перед тобою исповедь».

Уже в 13 лет юная Ольга Берггольц пишет: «...Я не хочу быть другой девочкой. Я восхищаюсь и воспринимаю красоту по-своему, и, может быть, более чем они, но я не говорю об этом громко и вслух».

Книга Натальи Прозоровой погружает читателя в атмосферу дома, где росла Ольга, позволяет понять, как она почувствовала свое поэтическое призвание. Книга рассказывает о любви и расставании Ольги и ее первого мужа – Бориса Корнилова. О том, как, несмотря на разрыв личных отношений, Ольга всегда защищала «талантище Корнилова» и как она продолжала искать свой поэтический путь: «Стихи хочу писать и боюсь. Где же, где же мой голос?». До «жестокого расцвета» Ольги оставалось тогда чуть больше десятилетия...

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook