До дня рождения Пушкинского дома осталось…

В отличие от юбилея Александра Сергеевича, когда вся страна за полгода начала отсчитывать, сколько дней остается до празднования, к 100-летию Пушкинского дома, которое грядет в декабря, готовятся негромко и, так сказать, корпоративно.

До дня рождения Пушкинского дома осталось…  |

Сотрудники Института русской литературы стали собирать «юбилейный стол» несколько лет назад и могут отчитаться несколькими весомыми проектами, например петербургско-лондонским восьмитомным факсимильным изданием рукописных материалов «А. С. Пушкин. Рабочие тетради» (а рабочие тетради – это половина литературного наследия Александра Сергеевича). На моем столе это издание вряд ли появится: оно стоит не одну тысячу долларов. Зато для меня Пушкинский дом выпускает ежегодно по 50 книг, – при том что еще лет пять назад издавал не больше 15, и это считалось «неплохо».

В хранилищах Пушкинского дома – не только «тени» вполне способны преподносить сюрпризы. Скажем, Некрасов, охарактеризованный в старой Литературной энциклопедии как «русский революционно-демократический поэт», в недавней книге директора Пушкинского дома Николая Скатова отмечен еще и как картежник, да какой! Кроме того, в ноябре ожидается выход Словаря русских поэтов и прозаиков нашего времени (XX и XXI века). Интригующе отмечено, что там мы встретим ВСЕХ мало-мальски заметных поэтов и прозаиков, – даже тех, кто ворвался в литературу, да исчез тут же.

На вчерашнем заседании клуба «Гость ученый» в агентстве «РосБалт», где Николай Скатов с коллегами рассказывали о подготовке к 100-летию Пушкинского дома, вскользь прозвучало: в филологии (не только русской, но и мировой) «наступили кризисные моменты». Пишущая братия (что называется, пользуясь случаем) задала филологам вопрос: не умирает ли слово? Мол, литературная цивилизация уходит, ей на смену приходит цивилизация экранная; мы не столько уже произносим, слышим и читаем слово, сколько довольствуемся картинкой…

Ученые, уподобившись докторам, успокоили журналистов, как нервных больных: слово никуда не денется. Потому что: а) как ни крути, общение остается по большому счету вербальным; б) язык не вытеснишь, он будет лишь изменяться; посмотрите, дескать, на старославянский язык: не происходи с ним в свое время изменения, казавшиеся губительными, – не было бы нового литературного языка. Филологи добавили: «В подворотне мы тоже слышим язык, и хотя слова там, мягко говоря, несколько иные, чем у нас, но все синтаксические нормы сохраняются!»; в) картинка не сможет ответить на главный человеческий вопрос: «Почему?». На этот вредный вопрос можно ответить только словами.

…А насчет надоевшего и затертого штампа «Пушкин – это наше все» (равно как и «Пушкинский дом – это наше все») ученые спокойно уверили: англичане более четырехсот лет живут с аксиомой вроде «Шекспир – наше все». И ничего, терпят.

Материал был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» №177 (3472) от 22 сентября 2005 года

#Пушкин #Пушкинский дом #юбилей

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?