До размаха молнии. В Доме Михаила Матюшина открылась выставка «Авангард в 1920 – 1930‑е годы»
В Музее петербургского авангарда — филиале Музея истории Петербурга открылась новая постоянная выставка «Авангард в 1920 – 1930‑е годы» (12+). На основе сорока произведений из фондов музея, а также материалов из архивов двух российских столиц она рассказывает о трех школах, которые стали центрами нового искусства послереволюционных лет.
ФОТО АВТОРА
Вокруг Казимира Малевича собирались приверженцы его супрематических теорий как нового способа построения мира, охватывающего все сферы жизни человека, от архитектуры до дизайна бытовой посуды (супрематисты стремились передать действительность с помощью цвета и геометрических форм: прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. — Прим. ред.). Девизом этого раздела стали слова Малевича: «Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идет к самоцели — творчеству, к господству над формами натуры». Главное место в этом разделе занимает фарфор — полукруглые супрематические чашки, созданные по моделям Малевича, а также посуда обычной формы, изготовленная в 1926 – 1930 годах и украшенная супрематическими росписями его учеников Николая Суетина и Ильи Чашника.
Вокруг Филонова и его школы «Мастера аналитического искусства» (МАИ) образовалась самая многочисленная группа авангардистов, учившихся создавать острый лаконичный аналитический рисунок. Девиз этого раздела — слова Филонова: «Творить — значит уметь делать, а делать можно, только точно зная, что ты хочешь делать в каждом атоме своей картины, и в процессе работы опираться только на свою аналитическую силу и точную науку». В центре этого раздела — две работы Татьяны Глебовой, самой известной ученицы мастера: «Портрет Филонова» и «Групповой портрет», на котором изображены учитель, музыкант Исай Браудо, друг Глебовой, а также несколько художников-филоновцев. Любопытно, что вполне в духе «аналитической школы» Браудо изображен дважды — сидящим на стуле и играющим на органе.
К Матюшину шли художники, которых интересовала его теория «расширенного смотрения», законы восприятия человеком цвета в природе и городской среде. Этот раздел самый большой в экспозиции. Его девизом стали слова Матюшина: «Надо сократить сроки движения ко всему до размаха молнии, только тогда поймешь и выявишь непрерывность растения, кристалла, бактерий, зверя, человека».
В экспозиции представлен макет-реконструкция «Передвижного спектра», разработанного Матюшиным в 1920‑е годы для определения того, как выстаивать цветовые сочетания на картине на основе контраста главного цвета и цвета окружающей среды.
В 1924 году художник и его ученики представили на своей отчетной выставке скульптуру «Куб в четырех измерениях — сверхтело». Куб вращался вокруг оси, давая публике возможность наглядно ознакомиться с «расширенным смотрением». Действующая модель куба представлена в новой экспозиции. Там же показаны картины учеников Матюшина — Ольги Ваулиной, Евгении Магарил и Николая Кострова.
Экспозицию сопровождают мультимедийная программа «Три школы авангарда», в которой можно почитать биографии и посмотреть работы тридцати художников, а также интерактивная карта «Прогулка в авангард», которая рассказывает о десяти петербургских адресах, связанных с жизнью и творчеством Михаила Матюшина.
Читайте также:
В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка «Со знаком С. П. Б.»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2114 (7790) от 12.11.2024 под заголовком «До размаха молнии».
Комментарии