2Vtzqv4Hz9U

До размаха молнии. В Доме Михаила Матюшина открылась выставка «Авангард в 1920 – 1930‑е годы»

В Музее петербургского авангарда — филиале Музея истории Петербурга открылась новая постоянная выставка «Авангард в 1920 – 1930‑е годы» (12+). На основе сорока произведений из фондов музея, а также материалов из архивов двух российских столиц она рассказывает о трех школах, которые стали центрами нового искусства послереволюционных лет.

До размаха молнии. В Доме Михаила Матюшина открылась выставка «Авангард в 1920 – 1930‑е годы» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Вокруг Казимира Малевича собирались приверженцы его супре­матических теорий как нового способа построения мира, охватывающего все сферы жизни человека, от архитектуры до дизайна бытовой посуды (супрематисты стремились передать действительность с помощью цвета и геометрических форм: прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника. — Прим. ред.). Девизом этого раздела стали слова Малевича: «Вещи исчезли как дым для новой культуры искусства, и искусство идет к самоцели — творчеству, к господству над формами натуры». Главное место в этом разделе занимает фарфор — полукруглые супрематические чашки, созданные по моделям Малевича, а также посуда обычной формы, изготовленная в 1926 – 1930 годах и украшенная супрематическими росписями его учеников Николая Суетина и Ильи Чашника.

Вокруг Филонова и его школы «Мастера аналитического искусства» (МАИ) образовалась самая многочисленная группа авангардистов, учившихся создавать острый лаконичный аналитический рисунок. Девиз этого раздела — слова Филонова: «Творить — значит уметь делать, а делать можно, только точно зная, что ты хочешь делать в каждом атоме своей картины, и в процессе работы опираться только на свою аналитическую силу и точную науку». В центре этого раздела — две работы Татьяны Глебовой, самой известной ученицы мастера: «Портрет Филонова» и «Групповой портрет», на котором изображены учитель, музыкант Исай Браудо, друг Глебовой, а также несколько художников-филоновцев. Любопытно, что вполне в духе «аналитической школы» Браудо изображен дважды — сидящим на стуле и играющим на органе.

К Матюшину шли художники, которых интересовала его теория «расширенного смотрения», законы восприятия человеком цвета в природе и городской среде. Этот раздел самый большой в экспозиции. Его девизом стали слова Матюшина: «Надо сократить сроки движения ко всему до размаха молнии, только тогда поймешь и выявишь непрерывность растения, кристалла, бактерий, зверя, человека».

В экспозиции представлен макет-реконструкция «Передвижного спектра», разработанного Матюшиным в 1920‑е годы для определения того, как выстаивать цветовые сочетания на картине на основе контраста главного цвета и цвета окружающей среды.

В 1924 году художник и его ученики представили на своей отчетной выставке скульптуру «Куб в четырех измерениях — сверхтело». Куб вращался вокруг оси, давая публике возможность наглядно ознакомиться с «расширенным смотрением». Действующая модель куба представлена в новой экспозиции. Там же показаны картины учеников Матюшина — Ольги Ваулиной, Евгении Магарил и Николая Кострова.

Экспозицию сопровождают мультимедийная программа «Три школы авангарда», в которой можно почитать биографии и посмот­реть работы тридцати художников, а также интерактивная карта «Прогулка в авангард», которая рассказывает о десяти петербургских адресах, связанных с жизнью и творчеством Михаила Матюшина.

Читайте также:

В Манеже Малого Эрмитажа открыта выставка «Со знаком С. П. Б.»

В РНБ представлена выставка «Дар Ровинского. К 200‑летию историка искусства, коллекционера, сенатора»


#выставка #музей #авангард

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7790) от 12.11.2024 под заголовком «До размаха молнии».


Комментарии