До конца ноября в Выборгском замке открыта выставка «В Выборг концертировать…»

До конца ноября в Выборгском замке открыта выставка «В Выборг концертировать…» | ФОТО предоставлено пресс-службой Петербургской Филармонии

ФОТО предоставлено пресс-службой Петербургской Филармонии

Эта небольшая экспозиция (6+) — часть совместного просветительского проекта Санкт-Петербургской филармонии и Выборгского музея-заповедника. Он был придуман и реализован к 160‑летию со дня рождения двух композиторов, одногодков и друзей — Александра Глазунова и Яна Сибелиуса. И станет первым этапом целой программы. В будущем Филармония планирует провести выставки, лекции и концерты в Гатчине и Новгороде.

«Сотрудничество с библиотеками и музеями в разных регионах нашей страны для Петербургской филармонии — логичное продолжение ее музыкальной и историко-просветительской миссии. Старейшая концертная организация страны, в состав которой входит симфонический коллектив, бывший Придворный оркестр, созданный в эпоху Александра III, в силу исторических причин обладает богатейшим нотным и книжным собранием, хранящимся в филармонической Музыкальной библиотеке», — рассказала на открытии выставки Юлия Кантор, заместитель директора Филармонии.

Раритеты из этого собрания занимают в экспозиции почетное мес­то. Один из самых ценных — фотопортрет Александра Глазунова с текстовым и нотным автографами композитора. На снимке можно увидеть фрагмент из «Торжественной увертюры» и надпись: «Дорогим коллегам, артистам Государственной Филармонии в память прошлого и настоящего…».

Еще в Выборгском замке показывают нотные издания сочинений Глазунова и Сибелиуса, афиши, ­программы концертов (обложку к одной из них оформил Билибин), а также открытки и приглашения на музыкальные вечера. Есть необычное «четырехугольное фортепиано», соз­данное на петербургской фабрике Фридриха Дидерихса в первой половине XIX века, и немецкая цитра начала того же столетия. Есть деревянный ящик для нот — объемный, надежный, элегантный. Есть бюст Сибелиуса работы Мауно Ойттинена, исполненный в 1929 году. По словам скульптора, композитор оказался «самой сложной моделью, которую он когда‑либо встречал», поскольку не мог усидеть на месте и ненавидел позировать. Однако долгий и живой разговор помог художнику выполнить этот портрет.

Выставка в Выборге2_Ги.jpg
ФОТО предоставлено пресс-службой Петербургской Филармонии


Кроме Музыкальной библиотеки Филармонии свои экспонаты представили на выставку Выборгский музей-заповедник и Музей театрального и музыкального искусства. В результате разнообразные артефакты сложились в рассказ не только о творчестве Глазунова и Сибелиуса, но и об их дружбе, о людях, с которыми они общались и работали, об атмосфере, царившей в Выборге позапрошлого и начала прошлого столетий. Композиторы приезжали сюда отдыхать и работать, вдохновляться и концертировать. Именно здесь завязывались дружеские и деловые связи, которые помогли познакомить российских любителей с финской музыкой.

К слову, название выставки «В Выборг концертировать…» — цитата из дневника Сергея Прокофьева. Композитор дружил со скрипачкой Цецилией Ганзен (очаровательной дамой, чье фото тут тоже можно увидеть) и ее мужем пианистом Борисом Захаровым, у которого гостил на даче в Териоках. В своем дневнике Прокофьев не раз упоминает их. Есть среди прочих и такая запись от 9 марта 1916 года: ­«Катались в Тюрисяви и на Щучье озеро, обедать ездили в Белоостров. ­Садясь в поезд для обратного следования в Териоки, натолкнулся на Цецилию и Эльфриду Ганзен, ехавших в Выборг концертировать. Я стремительно поздоровался и исчез, вызвав гневные возгласы, что можно было бы снимать хоть перчатку, когда здороваешься».

Как рассказывает Юлия Мошник, научный сотрудник Выборгского музея, куратор выставки, именно из воспоминаний, писем и других архивных источников родилось не только название, но и сама концепция проекта. Здесь все экспонаты так или иначе взаимосвязаны, переплетены. Да, главные герои — Глазунов и Сибелиус, но вокруг них — целый круг других интереснейших личностей. В том числе Николай Римский-Корсаков, учитель Глазунова; Роберт Каянус, финский композитор и дирижер; Александр Зилоти, пианист и организатор концертов. А также Илья Глазунов, отец композитора, издатель и книготорговец. И Николай Буренин, пианист, революционер, аккомпаниатор Федора Шаляпина, дальний родственник Глазуновых (фотографиям и предметам из его коллекции отведена отдельная витрина).

Впрочем, для того чтобы вникнуть во все детали, недостаточно прос­то посмотреть выставку. В идеале — нужно бы посетить концерт ­пианиста Николая Мажары и две лекции от сотрудников Филармонии, включенные в программу. Но есть и другой вариант — самостоятельно превратить посещение экспозиции в точку отсчета, начало небольшого исследования и даже путешествия. Где искать материалы? На сайте Филармонии и не только. Где побывать? Конечно, на концертах в Большом и Малом залах Филармонии, а также в Выборге и его окрестностях. Там, где любили проводить время замечательные музыканты и где источником вдохновения может стать каждый камень.

Читайте также: 

В сентябре на даче Бурцева в Тосненском районе состоится фестиваль «Марьинское лето фест»

Открытый общественный театр «Родом из блокады» начинает свой 32‑й сезон


#Выборгский замок #выставка #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 163 (7985) от 04.09.2025 под заголовком «В Выборг — за вдохновением».


Комментарии