Дни и годы грузинского кино

В Петербурге с успехом прошли Дни грузинского кино. В ретроспективе были показаны лучшие ленты, но, к сожалению, самый новый фильм дней датирован 2008 годом. В представительной делегации кинематографистов был знаменитый актер Баадур ЦУЛАДЗЕ, за плечами которого съемки почти в ста картинах. К нему журналист Елена ПЕТРОВА и обратилась с вопросом: что же происходит с грузинским кино сегодня?

Дни и годы грузинского кино | ФОТО предоставлено Ленинградским киноклубом

ФОТО предоставлено Ленинградским киноклубом

Экономия на культуре

- Грузинское кино в тяжелом положении, - считает Баадур Сократович. - Государство средств не выделяет, экономит на культуре. А между прочим, когда во время войны Черчиллю принесли на подпись бюджет, он спросил: где же статья расходов на культуру? Ему возразили, что не до нее, тогда Черчилль изрек: если культуры нет, зачем мы воюем?

Сейчас студия «Грузия-фильм» самостоятельно ничего не снимает. Продюсеров нет, точнее, они могут подключиться к работе, если режиссер где-то достал часть денег, тогда они становятся директорами картины.

Что-то делается иностранными продюсерами, мы - только на обслуживании чужих картин, это не наши фильмы. Правда, на студию пришел новый директор, может, ему удастся что-то изменить, ведь павильоны и техника в хорошем состоянии. А наш симфонический оркестр, насколько я знаю, считается одним из лучших в Европе.

В Грузии можно снимать все что угодно: здесь и горы, и море, а какой климат! Многие немецкие вестерны в свое время делались у нас. Пока же молодые режиссеры не видят перспективу в грузинском кино, кидаются на телевидение.

- Вы ведь в свое время возглавляли «Грузию-фильм»?

- Согласился на эту должность только потому, что хотел продвигать молодых. Но никому, кроме меня, это оказалось не нужно, и со студией я распрощался.

Я же писал проект создания киноцентра, консультировался с французскими специалистами. Работа более-менее пошла, но... назначили руководительницу, которая стала использовать деньги не на помощь кино, а на разъезды по фестивалям. Притом я за нее голосовал, и почему руки не отсохли? Пробили мы новую кандидатуру - опять начались фестивали!

Все зависит от личности, сейчас смотрят не на дело, а на собственную выгоду. Да пропади пропадом, чтобы я еще ввязывался!

Играть с полной отдачей

- Вы занимаетесь педагогической работой, преподаете актерское мастерство, какое впечатление производит новое поколение?

- Трогательно отношусь к студентам, ребята талантливые, но вот образования им не хватает. Если скажешь что-то прочесть, посмотреть - только тогда займутся. И еще современные молодые люди - с большими амбициями. А их нужно доказать творчеством, другого выхода нет. Часто слышу претензии молодых: ну что это за сценарий, что за роль, режиссер плохой, да и денег мало. В таких случаях говорю: назови хоть одну причину, почему ты согласился сниматься?

Претензии нужно обращать прежде всего к себе. Прав Оскар Уайльд: каждый живет, как хочет, но за все отвечает сам. Нужно уважать профессию. В кино не приходится ждать, когда осенит вдохновение. Съемка - сегодня, ты и должен сыграть с полной отдачей. И не помню, чтобы за свои сто работ в кино я хоть на минуту опоздал на площадку.

Кстати, актером стал случайно, заканчивал-то режиссерский факультет ВГИКа. Но Миша Кобахидзе (теперь он классик!) попросил сняться у него без денег в эпизоде короткометражки «Свадьба». Я согласился, и пошло-поехало. Но всегда знал одно: то, что делаю, даже эпизод, должно быть высшего качества.

Характер - хитроватый

- В советское время грузинское кино было особенно любимым зрителями, потому что его отличал поэтичный и в то же время наполненный иронией взгляд на мир. Таков национальный характер?

- У нас характер - хитроватый. А в советское время было нужно снимать кино идеологически выдержанное. Чтобы этого избежать, мы и перешли на юмор, это ведь такая вещь, где многое прощается. Расчет оправдался. Вторая проблема - когда мы, вгиковцы, во времена оттепели волна за волной приезжали на студию, там, конечно, уже были пожилые режиссеры. Мы болтались без дела, но не роптали, а уважали старшее поколение, потому что знали, через что они прошли. И старшие, хоть смотрели на нас, как на немного сумасшедших, относились ласково. Студию возглавлял замечательный Михаил Квеселава, он вызвал нас, молодых, и сказал, что дать полнометражные картины не может, предложил снимать короткометражки. И мы первыми в Советском Союзе начали делать короткий метр. Так началось грузинское молодое кино. Мы набили руку, прошли школу, а уже потом получили полнометражные картины.

Сейчас я слышу голоса молодых - пришло наше время! Действительно, цензуры нет, в принципе снимай что хочешь. Но выяснилось, что запреты помогали, потому что включалась фантазия. Нужно было высказаться не в лоб, а обойдя все подводные камни. В «Госкино» были совершенно фантастические игры: иногда мы специально вставляли сцены, зная, что их выкинут, чтобы на другие, важные, цензоры не обратили внимания. Но мы все-таки умудрялись говорить то, что хотели. Сейчас прямо в лоб можно высказываться, но это же неинтересно! Да и есть ли, что сказать?

- Вы ведь много снимались на «Ленфильме», но давно не были в Петербурге. Каковы впечатления?

- Неоднократно снимался, и Петербург мне давно знаком. Когда прилетели и поехали из аэропорта по городу, очень обрадовался тому, что узнал его. Молодцы, что сохранили. А вот Москва изменилась, как в кошмарном сне. Где город, в котором я учился, знал каждый переулок? Его нет.

- Признайтесь, с высоты вашего 82-летнего возраста многие изменения в современной жизни представляются печальными?

- Я понимаю, что изменения необходимы, но утешает индуистская мудрость: ничего не начинается, ничего не кончается...

#Грузия #кино

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?