Дни и годы грузинского кино

В Петербурге с успехом прошли Дни грузинского кино. В ретроспективе были показаны лучшие ленты, но, к сожалению, самый новый фильм дней датирован 2008 годом. В представительной делегации кинематографистов был знаменитый актер Баадур ЦУЛАДЗЕ, за плечами которого съемки почти в ста картинах. К нему журналист Елена ПЕТРОВА и обратилась с вопросом: что же происходит с грузинским кино сегодня?

Дни и годы грузинского кино | ФОТО предоставлено Ленинградским киноклубом

ФОТО предоставлено Ленинградским киноклубом

Экономия на культуре

- Грузинское кино в тяжелом положении, - считает Баадур Сократович. - Государство средств не выделяет, экономит на культуре. А между прочим, когда во время войны Черчиллю принесли на подпись бюджет, он спросил: где же статья расходов на культуру? Ему возразили, что не до нее, тогда Черчилль изрек: если культуры нет, зачем мы воюем?

Сейчас студия «Грузия-фильм» самостоятельно ничего не снимает. Продюсеров нет, точнее, они могут подключиться к работе, если режиссер где-то достал часть денег, тогда они становятся директорами картины.

Что-то делается иностранными продюсерами, мы - только на обслуживании чужих картин, это не наши фильмы. Правда, на студию пришел новый директор, может, ему удастся что-то изменить, ведь павильоны и техника в хорошем состоянии. А наш симфонический оркестр, насколько я знаю, считается одним из лучших в Европе.

В Грузии можно снимать все что угодно: здесь и горы, и море, а какой климат! Многие немецкие вестерны в свое время делались у нас. Пока же молодые режиссеры не видят перспективу в грузинском кино, кидаются на телевидение.

- Вы ведь в свое время возглавляли «Грузию-фильм»?

- Согласился на эту должность только потому, что хотел продвигать молодых. Но никому, кроме меня, это оказалось не нужно, и со студией я распрощался.

Я же писал проект создания киноцентра, консультировался с французскими специалистами. Работа более-менее пошла, но... назначили руководительницу, которая стала использовать деньги не на помощь кино, а на разъезды по фестивалям. Притом я за нее голосовал, и почему руки не отсохли? Пробили мы новую кандидатуру - опять начались фестивали!

Все зависит от личности, сейчас смотрят не на дело, а на собственную выгоду. Да пропади пропадом, чтобы я еще ввязывался!

Играть с полной отдачей

- Вы занимаетесь педагогической работой, преподаете актерское мастерство, какое впечатление производит новое поколение?

- Трогательно отношусь к студентам, ребята талантливые, но вот образования им не хватает. Если скажешь что-то прочесть, посмотреть - только тогда займутся. И еще современные молодые люди - с большими амбициями. А их нужно доказать творчеством, другого выхода нет. Часто слышу претензии молодых: ну что это за сценарий, что за роль, режиссер плохой, да и денег мало. В таких случаях говорю: назови хоть одну причину, почему ты согласился сниматься?

Претензии нужно обращать прежде всего к себе. Прав Оскар Уайльд: каждый живет, как хочет, но за все отвечает сам. Нужно уважать профессию. В кино не приходится ждать, когда осенит вдохновение. Съемка - сегодня, ты и должен сыграть с полной отдачей. И не помню, чтобы за свои сто работ в кино я хоть на минуту опоздал на площадку.

Кстати, актером стал случайно, заканчивал-то режиссерский факультет ВГИКа. Но Миша Кобахидзе (теперь он классик!) попросил сняться у него без денег в эпизоде короткометражки «Свадьба». Я согласился, и пошло-поехало. Но всегда знал одно: то, что делаю, даже эпизод, должно быть высшего качества.

Характер - хитроватый

- В советское время грузинское кино было особенно любимым зрителями, потому что его отличал поэтичный и в то же время наполненный иронией взгляд на мир. Таков национальный характер?

- У нас характер - хитроватый. А в советское время было нужно снимать кино идеологически выдержанное. Чтобы этого избежать, мы и перешли на юмор, это ведь такая вещь, где многое прощается. Расчет оправдался. Вторая проблема - когда мы, вгиковцы, во времена оттепели волна за волной приезжали на студию, там, конечно, уже были пожилые режиссеры. Мы болтались без дела, но не роптали, а уважали старшее поколение, потому что знали, через что они прошли. И старшие, хоть смотрели на нас, как на немного сумасшедших, относились ласково. Студию возглавлял замечательный Михаил Квеселава, он вызвал нас, молодых, и сказал, что дать полнометражные картины не может, предложил снимать короткометражки. И мы первыми в Советском Союзе начали делать короткий метр. Так началось грузинское молодое кино. Мы набили руку, прошли школу, а уже потом получили полнометражные картины.

Сейчас я слышу голоса молодых - пришло наше время! Действительно, цензуры нет, в принципе снимай что хочешь. Но выяснилось, что запреты помогали, потому что включалась фантазия. Нужно было высказаться не в лоб, а обойдя все подводные камни. В «Госкино» были совершенно фантастические игры: иногда мы специально вставляли сцены, зная, что их выкинут, чтобы на другие, важные, цензоры не обратили внимания. Но мы все-таки умудрялись говорить то, что хотели. Сейчас прямо в лоб можно высказываться, но это же неинтересно! Да и есть ли, что сказать?

- Вы ведь много снимались на «Ленфильме», но давно не были в Петербурге. Каковы впечатления?

- Неоднократно снимался, и Петербург мне давно знаком. Когда прилетели и поехали из аэропорта по городу, очень обрадовался тому, что узнал его. Молодцы, что сохранили. А вот Москва изменилась, как в кошмарном сне. Где город, в котором я учился, знал каждый переулок? Его нет.

- Признайтесь, с высоты вашего 82-летнего возраста многие изменения в современной жизни представляются печальными?

- Я понимаю, что изменения необходимы, но утешает индуистская мудрость: ничего не начинается, ничего не кончается...

#Грузия #кино

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.