Дмитрий Шувалов — сквозь времена и дали
Шуваловский стиль в живописи и преподавании уникален, это утверждают коллеги, последователи, ученики Дмитрия Александровича Шувалова. Заслуженным художником России написаны сотни полотен, акварелей, графических работ. За полвека преподавательской деятельности профессором Академии имени А. Л. Штиглица воспитаны многие ныне известные живописцы. О вкладе художника в развитие живописного искусства, об его работах и педагогическом стиле шел разговор в бывшей мастерской художника на Малой Морской.
Заслуженный художник РФ, председатель правления РТОО «Санкт-Петербургский союз художников» Андрей Базанов в Смольном на экспозиции картин, посвященных 90‑летию СПбСХ, около картины Дмитрия Шувалова «Праздник на Неве»./Фото Елены Базановой
Живописные работы Дмитрия Шувалова всегда на виду, их постоянно можно увидеть на той или иной экспозиции, он наш современник. Вот и сейчас несколько картин художника представлены на выставке, открывшейся в Смольном. Организатором выставки выступает Санкт-Петербургский союз художников во главе с его председателем Андреем Базановым.
«С Дмитрием Александровичем Шуваловым я познакомился, будучи преподавателем кафедры рисунка в Художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Он работал на кафедре реставрации и преподавал студентам рисунок. Человек необычайно высокой культуры, энергии и интеллигентности, всегда был неутомимым оптимистом. Умел зарядить своей энергией студентов, вдохновить их на высокий результат в работе и выше всего ставил профессиональное отношение как к учебному процессу, так и к индивидуальным творческим опытам. Общение с ним доставляло истинное удовольствие студентам, друзьям и коллегам по работе», — вспоминает Андрей Базанов.
Помимо выставки есть и другие важные поводы, чтобы поговорить о творческом наследии известного петербургского художника: не так давно исполнилось 90 лет со дня его рождения, а также — десятилетие его кончины.
И сразу отметим, Дмитрий Шувалов — истинно петербургский художник: по биографии и по своему уникальному стилю. По биографии — три его брата умерли от голода в первые месяцы блокады Ленинграда и лежат в братских могилах Киновеевского кладбища, мемориала «Журавли», а его с еще двумя братьями мама вывезла на Большую землю по Дороге жизни. О стиле — слово специалистам.
«Шувалов наблюдал и исследовал наш город во всех его проявлениях… Знакомая набережная Невы, ленинградские новостройки, петербургские улицы и площади… Что бы ни делал художник — он делал все по‑петербургски, особым способом, понятным только тем, кто живет на берегах Невы: годы идут, и сегодня я пронзительно понимаю, что это люди особой породы». Такие слова написала Елена Яковлевна Кальницкая, заслуженный работник культуры РФ, доктор культурологии, профессор, специально для книги Р. А. Бахтиярова «Дмитрий Шувалов. Художник. Педагог. Личность».
Каждая работа художника имеет свою историю. В том, что, по известному выражению литературного классика, «рукописи не горят», а картины не исчезают в небытие, стало возможным убедиться еще раз по полотну «Смольный собор» Дмитрия Шувалова. Его случайно обнаружили несколько лет назад в мансарде на Малой Морской, где была мастерская живописца. Под руководством доцента кафедры реставрации живописи СПГХПА им. А. Л. Штиглица Ирины Александровны Платовой, ученицы Шувалова, студентки 4-го курса Полина Голубь, Дарья Игнатова и Анастасия Щербакова провели очистку холста и реставрацию. Картина возрождена, и теперь собор сияет бело-голубыми красками на фоне бледно-жемчужного петербургского неба.
Как у педагога, у Дмитрия Шувалова несколько поколений учеников, которые продолжают его великое дело. Так, кафедру живописи и реставрации Академии имени А. Л. Штиглица, где преподавал Дмитрий Александрович, ныне возглавляет его воспитанник Михаил Геннадьевич Рогозный. До этого кафедру реставрации также возглавлял друг и ученик Дмитрия Александровича профессор СПГХПА им. А. Л. Штиглица Александр Константинович Злобин.
У каждого воспитанника Шувалова свой живописный почерк. В мировых художественных школах есть разные методики. К примеру, у фламандского живописца Питера Пауля Рубенса была своя школа, и, как говорят, все его ученики в той или иной степени — «рубенсы», только в гораздо меньшем масштабе, так как повторяли мастера. Дмитрий Александрович такого не допускал. Для него каждый ученик — личность, и он развивал его лучшие качества, а не навязывал свой стиль. Среди выдающихся учеников мастера народный художник РФ академик Российской академии художеств Андрей Николаевич Блиок; профессор Института им. И. Е. Репина, заслуженный художник РФ Владимир Вячеславович Загонек; много лет являвшийся главным архитектором музея-заповедника «Петергоф» Сергей Анатольевич Павлов.
Живописец Марина Быкова рассказывает: «Училась я много: окончила Кустодиевскую художественную школу, затем училище по росписи фарфора на ЛФЗ. И в конце, видимо, в качестве подарка от небес за упорство, получила в преподаватели такого уникального педагога, когда поступила в Мухинское училище. Дмитрий Александрович просил нас относиться к каждой краске очень бережно — как к ноте, которую можно сыграть на фортепьяно. Берете одну краску, соединяете с другой и получаете нужный чистый звук. Педагог учил нас разделять цвета. Стекло, металл — от них отраженный свет, и значит, к ним больше подходит, например, ультрамарин. Деревья, трава, земля имеют природные цвета, и если соединить краску, называемую черной косточкой, с лимонной, то получается самая яркая звенящая весенняя зелень. Я такими приемами пользуюсь до сих пор. Хотя главное совсем не это, а ощущение педагога как огромной личности, от которой пробивается и твой талант, вырастают крылья».
Сегодня наследие мастера можно изучать по его полотнам, альбомам с репродукциями его картин. И по биографии тоже. Ленинградец, блокадник из учительской семьи, студент и аспирант Института имени Репина, профессор Мухинского училища, ныне Академии имени Штиглица. Родной академии Дмитрий Александрович отдал полвека, и его бюст установлен в музее учебного заведения.
И, конечно, очень многое о мастере можно узнать, ознакомиться с его произведениями в «Мировой паутине» — Интернете на сайте www.shuvalov-art.com
— Сайт «Галерея Дмитрия Шувалова» работает почти десять лет. Конечно, там можно поинтересоваться биографией художника, узнать об экспозициях, на которых представлены его работы. Только в прошлом году прошло три выставки Союза художников, о которых мы тоже рассказали. Больше всего посещений и отзывов мы получили в 2014 году после большой выставки работ Дмитрия Александровича в Михайловском замке Русского музея. Разумеется, на сайте представлена галерея живописных, акварельных, графических работ, в ней более 200 картин и рисунков мастера, — отметила Анна Гордеева, которая ведет сайт.
На сайте можно узнать и увидеть многое, однако не все. Дмитрия Александровича вот уже десять лет нет с нами, а впечатления от его картин, от того, как он работал, у его коллег остаются, как будто они выходили с ним с мольбертами вчера. Живые истинные впечатления, а ведь это самое ценное.
Вспоминает петербургский художник Георгий Кареян: «Дмитрий — гениальный акварелист. Его портрет рыженького мальчика из цикла «Дети рыбачьего поселка Назия» — это верх живописного искусства. Великолепен московский цикл его работ, как и его картины с Невой. Он всегда умел видеть главное. Как‑то мы вышли с ним с мольбертами на Марсово поле, когда цвела сирень. Он долго присматривался, вслушивался. Потом сказал: «А ты знаешь, какой здесь самый главный звук? Жемчужный, белый!». Для него краски были сродни пианино. Не раз наблюдал, как на пустом листе или холсте из‑под его кисти рождается жизнь. И это настоящее чудо!».
То, что на холстах художника рождается сама жизнь: бурлит Нева, гуляет ветер, плывут лодки и плоты, — замечали не только его коллеги. «Да не холсты — Руси живые дали!» — восклицает поэт Евгений Лазарев, посвятивший живописцу свое стихотворение. У художника много пейзажей: морских, городских, сельских, но это не просто рисунки местности, в них всегда прорывается эмоциональность — художника и самой жизни, рожденной на полотне. Кстати, пейзажи Шувалова, даже во время его обучения в Академии художеств, когда сам Дмитрий считал их еще сыроватыми, высоко оценил педагог, у которого он учился, — народный художник СССР Евсей Моисеенко. «Больше бы таких пейзажей», — отметил профессор.
«На мой взгляд, в картинах Дмитрия Шувалова тесно переплелись его жизнь и судьба. Все, связанное с блокадным Ленинградом, с детских лет сохранившиеся впечатления о войне научили остро переживать красоту мира. В художественном отношении с одной стороны он, безусловно, продолжатель традиций русского реализма, с другой — чувствуется увлечение французским импрессионизмом. При этом он не может быть отнесен к какому‑то одному направлению. У художника абсолютно свой стиль, который уже называют Шуваловским, — с особой атмосферой города, которая рождает ощущение присутствия в этой среде — с эмоциями и впечатлениями. Как художник он был человеком порывистым и увлекающимся, как педагог — требовательным, но уважающим личность своего воспитанника», — рассказывает сотрудник Русского музея, доцент Академии имени Штиглица Руслан Бахтияров, автор книги «Дмитрий Шувалов. Художник. Педагог. Личность».
Большую интересную жизнь, прожитую заслуженным художником России, и его творческий путь можно проследить по картинам, им написанным. По их географии узнаешь, что живописец с мольбертом, холстом и картоном объехал многие уголки страны: на полотнах Москва, Сибирь, Крайний Север, дороги, рыбацкие поселки, порты. При этом он никогда не отрывался от своих корней — родного города и семьи.
С особой выразительностью Дмитрий Шувалов писал портреты, в том числе матери — Клавдии Николаевны, дочери Екатерины, внуков и правнуков. Сегодня произведения профессора Д. А. Шувалова находятся в собраниях Государственного Русского музея, государственного музея-заповедника «Петергоф», выставочного центра «Эрмитаж — Выборг», в частных коллекциях России, Германии, Швеции, Англии, Финляндии, Китая. Д. А. Шувалов отмечен различными правительственными наградами — медалями и дипломами.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 71 (7400) от 20.04.2023 под заголовком «Дмитрий Шувалов — сквозь времена и дали».
Комментарии