Для искусства нужны двое. Барлах и Кольвиц - в Петербурге
В Мраморном дворце Русского музея открылась большая - из 300 произведений - выставка, которая имеет сложное название «Эрнст Барлах - Кете Кольвиц: преодолевая существование. В диалоге с русскими современниками».
Фото: Александр Дроздов
Немецкая часть проекта составлена из произведений, хранящихся в музеях и частных собраниях Германии. Российская часть подготовлена Русским музеем не только с целью показать переклички и рифмы в работах художников двух стран, которые стали свидетелями трагедий ХХ века. Во многом она продиктована желанием продемонстрировать графику малоизвестных российских художников из богатейшего собрания ГРМ. «Кабинет графики» в Инженерном замке с постоянным показом рисунков и оттисков откроется еще не скоро. Пока музей использует любую возможность выставить интересный и редкий материал.
Для любителей искусства с советским стажем имена скульпторов и графиков Кете Кольвиц (1867 - 1945) и Эрнста Барлаха (1870 - 1938) говорят о многом. Они часто выставлялись в СССР, причем Кольвиц первый раз еще 1926 году. Через несколько месяцев она участвовала в праздновании 10-летия Октябрьской революции.
Барлах побывал в России еще раньше - в 1906-м он путешествовал по южным районам страны: в Донбасс, где работал инженером его брат Ханс, пригласивший Эрнста за новыми впечатлениями. Они отразились в «этнографических» фарфоровых фигурах «Лежащий крестьянин» и «Русская влюбленная пара», а позже в большой бронзовой скульптуре «Великий нищий».
Барлах всегда предпочитал обобщенные экзистенциальные образы человека, брошенного в этот мир: «Беженец», «Мать. Земля» и «Женщина на ветру». В то время как Кольвиц больше интересовало изображение женщины в конкретной ситуации. Показательный пример - литография «Портрет рабочей с голубой шалью», «Вдова» и особенно многочисленные автопортреты, созданные в разных техниках.
Кстати, Кольвиц и Барлах выставлялись вместе начиная с 1912 года. Через 15 лет Барлах создал для своего родного города так называемый Гюстровский мемориал, посвященный памяти жертв Первой мировой войны. В лице парящего над землей ангела без труда узнаются черты Кольвиц.
Первая мировая сделала обоих убежденными пацифистами. Барлах в ней недолго участвовал. Кольвиц разрешила пойти на нее добровольцем Петеру, 18-летнему младшему сыну, который погиб через три месяца. Многочисленные произведения художницы на тему смерти были порождены этой трагедией, которая мучила ее всю жизнь. Среди самых известных произведений - скульптура «Пьета» и серия гравюр «Война». Как-то Кольвиц заметила, что она «никогда не создавала работы с холодным сердцем, но писала их своей кровью».
После прихода к власти нацистов Кольвиц и Барлах были названы представителями «дегенеративного искусства», их произведения убираются из музейных экспозиций, уничтожаются скульптуры, созданные для общественных пространств. Так погиб оригинал Гюстовского мемориала. Позже, после смерти Барлаха, было сделано несколько отливок по сохранившемуся гипсовому оригиналу. Это классический случай хорошо известной для специалистов «посмертной бронзы».
Русская часть проекта представляет произведения 23 художников. Рифмы с немецкими экспрессионистами легко прочитываются в литографиях «Мистические образы войны» Наталии Гончаровой и в рисунке «Голова» Василия Чекрыгина. Любителям русской графики начала ХХ века будет интересна серия линогравюр Владимира Козлинского «Современный Петербург» (1919) с изображением демонстраций, агитаторов и проституток, а также серия офортов Василия Масютина «Семь смертных грехов».
Лучшим объединяющим началом российско-немецкого проекта можно считать слова Барлаха: «Для искусства нужны двое: тот, кто его создает, и тот, кто в нем нуждается».
Материал был опубликован в газете под № 089 (6198) от 22.05.2018 под заголовком «Для искусства нужны двое».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6198) от 22.05.2018.
Комментарии