Для искусства нужны двое. Барлах и Кольвиц - в Петербурге

В Мраморном дворце Русского музея открылась большая - из 300 произведений - выставка, которая имеет сложное название «Эрнст Барлах - Кете Кольвиц: преодолевая существование. В диалоге с русскими современниками».

Для искусства нужны двое. Барлах и Кольвиц - в Петербурге | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Немецкая часть проекта составлена из произведений, хранящихся в музеях и частных собраниях Германии. Российская часть подготовлена Русским музеем не только с целью показать переклички и рифмы в работах художников двух стран, которые стали свидетелями трагедий ХХ века. Во многом она продиктована желанием продемонстрировать графику малоизвестных российских художников из богатейшего собрания ГРМ. «Кабинет графики» в Инженерном замке с постоянным показом рисунков и оттисков откроется еще не скоро. Пока музей использует любую возможность выставить интересный и редкий материал.

Для любителей искусства с советским стажем имена скульпторов и графиков Кете Кольвиц (1867 - 1945) и Эрнста Барлаха (1870 - 1938) говорят о многом. Они часто выставлялись в СССР, причем Кольвиц первый раз еще 1926 году. Через несколько месяцев она участвовала в праздновании 10-летия Октябрьской революции.

Барлах побывал в России еще раньше - в 1906-м он путешествовал по южным районам страны: в Донбасс, где работал инженером его брат Ханс, пригласивший Эрнста за новыми впечатлениями. Они отразились в «этнографических» фарфоровых фигурах «Лежащий крестьянин» и «Русская влюбленная пара», а позже в большой бронзовой скульптуре «Великий нищий».

Барлах всегда предпочитал обобщенные экзистенциальные образы человека, брошенного в этот мир: «Беженец», «Мать. Земля» и «Женщина на ветру». В то время как Кольвиц больше интересовало изображение женщины в конкретной ситуации. Показательный пример - литография «Портрет рабочей с голубой шалью», «Вдова» и особенно многочисленные автопортреты, созданные в разных техниках.

Кстати, Кольвиц и Барлах выставлялись вместе начиная с 1912 года. Через 15 лет Барлах создал для своего родного города так называемый Гюстровский мемориал, посвященный памяти жертв Первой мировой войны. В лице парящего над землей ангела без труда узнаются черты Кольвиц.

Первая мировая сделала обоих убежденными пацифистами. Барлах в ней недолго участвовал. Кольвиц разрешила пойти на нее добровольцем Петеру, 18-летнему младшему сыну, который погиб через три месяца. Многочисленные произведения художницы на тему смерти были порождены этой трагедией, которая мучила ее всю жизнь. Среди самых известных произведений - скульптура «Пьета» и серия гравюр «Война». Как-то Кольвиц заметила, что она «никогда не создавала работы с холодным сердцем, но писала их своей кровью».

После прихода к власти нацистов Кольвиц и Барлах были названы представителями «дегенеративного искусства», их произведения убираются из музейных экспозиций, уничтожаются скульптуры, созданные для общественных пространств. Так погиб оригинал Гюстовского мемориала. Позже, после смерти Барлаха, было сделано несколько отливок по сохранившемуся гипсовому оригиналу. Это классический случай хорошо известной для специалистов «посмертной бронзы».

Русская часть проекта представляет произведения 23 художников. Рифмы с немецкими экспрессионистами легко прочитываются в литографиях «Мистические образы войны» Наталии Гончаровой и в рисунке «Голова» Василия Чекрыгина. Любителям русской графики начала ХХ века будет интересна серия линогравюр Владимира Козлинского «Современный Петербург» (1919) с изображением демонстраций, агитаторов и проституток, а также серия офортов Василия Масютина «Семь смертных грехов».

Лучшим объединяющим началом российско-немецкого проекта можно считать слова Барлаха: «Для искусства нужны двое: тот, кто его создает, и тот, кто в нем нуждается».

Материал был опубликован в газете под № 089 (6198) от 22.05.2018 под заголовком «Для искусства нужны двое».

#Русский музей #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6198) от 22.05.2018.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.