Для искусства нужны двое. Барлах и Кольвиц - в Петербурге

В Мраморном дворце Русского музея открылась большая - из 300 произведений - выставка, которая имеет сложное название «Эрнст Барлах - Кете Кольвиц: преодолевая существование. В диалоге с русскими современниками».

Для искусства нужны двое. Барлах и Кольвиц - в Петербурге | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Немецкая часть проекта составлена из произведений, хранящихся в музеях и частных собраниях Германии. Российская часть подготовлена Русским музеем не только с целью показать переклички и рифмы в работах художников двух стран, которые стали свидетелями трагедий ХХ века. Во многом она продиктована желанием продемонстрировать графику малоизвестных российских художников из богатейшего собрания ГРМ. «Кабинет графики» в Инженерном замке с постоянным показом рисунков и оттисков откроется еще не скоро. Пока музей использует любую возможность выставить интересный и редкий материал.

Для любителей искусства с советским стажем имена скульпторов и графиков Кете Кольвиц (1867 - 1945) и Эрнста Барлаха (1870 - 1938) говорят о многом. Они часто выставлялись в СССР, причем Кольвиц первый раз еще 1926 году. Через несколько месяцев она участвовала в праздновании 10-летия Октябрьской революции.

Барлах побывал в России еще раньше - в 1906-м он путешествовал по южным районам страны: в Донбасс, где работал инженером его брат Ханс, пригласивший Эрнста за новыми впечатлениями. Они отразились в «этнографических» фарфоровых фигурах «Лежащий крестьянин» и «Русская влюбленная пара», а позже в большой бронзовой скульптуре «Великий нищий».

Барлах всегда предпочитал обобщенные экзистенциальные образы человека, брошенного в этот мир: «Беженец», «Мать. Земля» и «Женщина на ветру». В то время как Кольвиц больше интересовало изображение женщины в конкретной ситуации. Показательный пример - литография «Портрет рабочей с голубой шалью», «Вдова» и особенно многочисленные автопортреты, созданные в разных техниках.

Кстати, Кольвиц и Барлах выставлялись вместе начиная с 1912 года. Через 15 лет Барлах создал для своего родного города так называемый Гюстровский мемориал, посвященный памяти жертв Первой мировой войны. В лице парящего над землей ангела без труда узнаются черты Кольвиц.

Первая мировая сделала обоих убежденными пацифистами. Барлах в ней недолго участвовал. Кольвиц разрешила пойти на нее добровольцем Петеру, 18-летнему младшему сыну, который погиб через три месяца. Многочисленные произведения художницы на тему смерти были порождены этой трагедией, которая мучила ее всю жизнь. Среди самых известных произведений - скульптура «Пьета» и серия гравюр «Война». Как-то Кольвиц заметила, что она «никогда не создавала работы с холодным сердцем, но писала их своей кровью».

После прихода к власти нацистов Кольвиц и Барлах были названы представителями «дегенеративного искусства», их произведения убираются из музейных экспозиций, уничтожаются скульптуры, созданные для общественных пространств. Так погиб оригинал Гюстовского мемориала. Позже, после смерти Барлаха, было сделано несколько отливок по сохранившемуся гипсовому оригиналу. Это классический случай хорошо известной для специалистов «посмертной бронзы».

Русская часть проекта представляет произведения 23 художников. Рифмы с немецкими экспрессионистами легко прочитываются в литографиях «Мистические образы войны» Наталии Гончаровой и в рисунке «Голова» Василия Чекрыгина. Любителям русской графики начала ХХ века будет интересна серия линогравюр Владимира Козлинского «Современный Петербург» (1919) с изображением демонстраций, агитаторов и проституток, а также серия офортов Василия Масютина «Семь смертных грехов».

Лучшим объединяющим началом российско-немецкого проекта можно считать слова Барлаха: «Для искусства нужны двое: тот, кто его создает, и тот, кто в нем нуждается».

Материал был опубликован в газете под № 089 (6198) от 22.05.2018 под заголовком «Для искусства нужны двое».

#Русский музей #выставка #искусство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 089 (6198) от 22.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...