«Сокровищницу Российского флота» собрали в Центральном военно-морском музее

В Центральном военно-морском музее - выставка «Сокровищница Российского флота». Глядя на выставленный здесь топорик, трудно представить, что его когда-то держал в руках сам Петр Великий. Но предмет действительно подлинный, из лодки-верейки царя. Предназначен для плотницких работ на корабельной верфи - не дрова рубить.

«Сокровищницу Российского флота» собрали в Центральном военно-морском музее  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музей отметил свой 310-й день рождения. Сотрудники очень гордятся, что основателем его был сам Петр. В мемориальном «уголке» выставки кроме топорика можно увидеть необычную трость царя. На каждой из ее восьми граней медными гвоздиками обозначены меры длины, применявшиеся в Европе в кораблестроении (русского аршина, английского, страсбургского, шведского, римского, датского, данцигского футов). И Петр мог замерить деталь, проверить правильность выполнения работ.

Рядом - модель 18-пушечной шнявы, сделанная собственноручно Петром.

- Модель не закончена, - обращает внимание куратор выставки замдиректора музея Сергей Курносов. - Как только Петру становилась ясна конструкция будущего корабля, модель становилась ему уже неинтересной. Он отправлял ее на верфь и занимался следующим проектом. Для него это была не игрушка ради забавы, а объемный чертеж, на котором можно было проверить правильность расчетов.

История коллекции музея уходит корнями в воронежское адмиралтейство. Все, что умели русские плотники, Петр познал и захотел освоить европейское искусство кораблестроения. Однако голландцы его разочаровали: они работали без чертежей, исходя из опыта, на хорошо выверенный плотницкий глазок. В семьях тамошних кораблестроителей хранились альбомы, куда подшивались эскизные наработки, - два таких альбома можно увидеть на выставке.

Петру такая практика не понравилась, и он отправился в Англию. Там конкуренции не боялись, а «аглицкий» опыт Петру пришелся по душе. Британцы сначала делали чертеж, потом полумодель, а затем размечали на «плазе» - в огромном сарае размером больше, чем любой корабль. Требовался ровный пол, выкрашенный черной краской. На него наносили чертеж корабля один к одному, а также отдельные детали.

Первый «плаз» в Петербурге Петр устроил в своих зимних хоромах в Адмиралтейской слободе, примерно на месте нынешнего Эрмитажного театра. Прямо на полу самой большой комнаты он делал чертежи. Пока строились небольшие шнявы и фрегаты, помещения хватало. А когда Петр задумал заложить первый линейный корабль - «Полтаву», то решил перенести чертежную из его дома и поставить близ адмиралтейского двора. И перенести туда все имеющиеся чертежи и модели.

- Вот это и был первый документ, от которого отсчитывает свою историю наш музей, - отмечает Курносов.

Так появилась Модель-камера: ее чертеж, который можно увидеть на выставке, Петр изготовил собственноручно. Впрочем, это был еще все-таки не музей, а производственное помещение. Здесь Петр бывал едва ли не каждый день...

- Затем появился указ: когда строят новый корабль, делать полумодель и отдавать ее в Адмиралтейскую коллегию. Описи этой коллекции сохранились. Первая была составлена в конце царствования Петра, и в ней перечислены модели, которыми ныне обладает наш музей, - поясняет куратор выставки.

Каждое время вносило свой вклад. Анна Иоанновна повелела изготовить полумодели трофейных шведских кораблей, захваченных в царствование Петра у шведов и гнивших в Кронверкской протоке. Во время Русско-турецкой войны мастеру Александру Катасанову поручили изготавливать модели всех захваченных турецких судов, чтобы почерпнуть опыт средиземноморского кораблестроения. Их тоже можно увидеть на выставке.

Здесь же - секретные модели шведских кораблей конца XVIII века, в том числе военных, замаскированных под торговые. Руководитель морского ведомства дипломат Иван Чернышев, пользуясь связями, собирал их со всей Европы...

В XIX веке коллекцию специально пополняли участники морских кругосветных путешествий. Привозили то, что видели впервые: редкости, которых не было в России. Например, модели экзотических судов, которые выменивали у аборигенов Северной Америки, Аляски.

Музей переживал самые разные времена. Например, Николай I не очень благоволил к нему и даже «раскассировал» коллекцию. Одной из причин стало то, что начальник одного из отделов «музеума» Николай Бестужев участвовал в восстании декабристов...

Находился музей всегда в Адмиралтействе и служил обязательным пунктом посещения высокопоставленных иностранных делегаций, прибывавших в столицу империи. Поэтому оформлен был роскошно - как своего рода «морской Эрмитаж», призванный продемонстрировать, что Россия - великая морская держава. Там музей благополучно пережил революцию.

- Когда советское правительство в конце 1930-х годов приняло решение о создании большого флота, нарком Кузнецов подобрал для музея более просторное помещение - здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Там он открылся в феврале 1941 года, - сообщил Курносов.

На выставке можно узнать и об эвакуации в Ульяновск, и о подвиге хранителей, оставшихся в блокадном Ленинграде. Увидеть эскизы тогдашнего главного художника музея Константина Аккуратова, запечатлевшие вновь открытую экспозицию в Бирже в победном 1945-м.

#музей #выставка #морской музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Для чего царю топор».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...