«Сокровищницу Российского флота» собрали в Центральном военно-морском музее

В Центральном военно-морском музее - выставка «Сокровищница Российского флота». Глядя на выставленный здесь топорик, трудно представить, что его когда-то держал в руках сам Петр Великий. Но предмет действительно подлинный, из лодки-верейки царя. Предназначен для плотницких работ на корабельной верфи - не дрова рубить.

«Сокровищницу Российского флота» собрали в Центральном военно-морском музее  | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Музей отметил свой 310-й день рождения. Сотрудники очень гордятся, что основателем его был сам Петр. В мемориальном «уголке» выставки кроме топорика можно увидеть необычную трость царя. На каждой из ее восьми граней медными гвоздиками обозначены меры длины, применявшиеся в Европе в кораблестроении (русского аршина, английского, страсбургского, шведского, римского, датского, данцигского футов). И Петр мог замерить деталь, проверить правильность выполнения работ.

Рядом - модель 18-пушечной шнявы, сделанная собственноручно Петром.

- Модель не закончена, - обращает внимание куратор выставки замдиректора музея Сергей Курносов. - Как только Петру становилась ясна конструкция будущего корабля, модель становилась ему уже неинтересной. Он отправлял ее на верфь и занимался следующим проектом. Для него это была не игрушка ради забавы, а объемный чертеж, на котором можно было проверить правильность расчетов.

История коллекции музея уходит корнями в воронежское адмиралтейство. Все, что умели русские плотники, Петр познал и захотел освоить европейское искусство кораблестроения. Однако голландцы его разочаровали: они работали без чертежей, исходя из опыта, на хорошо выверенный плотницкий глазок. В семьях тамошних кораблестроителей хранились альбомы, куда подшивались эскизные наработки, - два таких альбома можно увидеть на выставке.

Петру такая практика не понравилась, и он отправился в Англию. Там конкуренции не боялись, а «аглицкий» опыт Петру пришелся по душе. Британцы сначала делали чертеж, потом полумодель, а затем размечали на «плазе» - в огромном сарае размером больше, чем любой корабль. Требовался ровный пол, выкрашенный черной краской. На него наносили чертеж корабля один к одному, а также отдельные детали.

Первый «плаз» в Петербурге Петр устроил в своих зимних хоромах в Адмиралтейской слободе, примерно на месте нынешнего Эрмитажного театра. Прямо на полу самой большой комнаты он делал чертежи. Пока строились небольшие шнявы и фрегаты, помещения хватало. А когда Петр задумал заложить первый линейный корабль - «Полтаву», то решил перенести чертежную из его дома и поставить близ адмиралтейского двора. И перенести туда все имеющиеся чертежи и модели.

- Вот это и был первый документ, от которого отсчитывает свою историю наш музей, - отмечает Курносов.

Так появилась Модель-камера: ее чертеж, который можно увидеть на выставке, Петр изготовил собственноручно. Впрочем, это был еще все-таки не музей, а производственное помещение. Здесь Петр бывал едва ли не каждый день...

- Затем появился указ: когда строят новый корабль, делать полумодель и отдавать ее в Адмиралтейскую коллегию. Описи этой коллекции сохранились. Первая была составлена в конце царствования Петра, и в ней перечислены модели, которыми ныне обладает наш музей, - поясняет куратор выставки.

Каждое время вносило свой вклад. Анна Иоанновна повелела изготовить полумодели трофейных шведских кораблей, захваченных в царствование Петра у шведов и гнивших в Кронверкской протоке. Во время Русско-турецкой войны мастеру Александру Катасанову поручили изготавливать модели всех захваченных турецких судов, чтобы почерпнуть опыт средиземноморского кораблестроения. Их тоже можно увидеть на выставке.

Здесь же - секретные модели шведских кораблей конца XVIII века, в том числе военных, замаскированных под торговые. Руководитель морского ведомства дипломат Иван Чернышев, пользуясь связями, собирал их со всей Европы...

В XIX веке коллекцию специально пополняли участники морских кругосветных путешествий. Привозили то, что видели впервые: редкости, которых не было в России. Например, модели экзотических судов, которые выменивали у аборигенов Северной Америки, Аляски.

Музей переживал самые разные времена. Например, Николай I не очень благоволил к нему и даже «раскассировал» коллекцию. Одной из причин стало то, что начальник одного из отделов «музеума» Николай Бестужев участвовал в восстании декабристов...

Находился музей всегда в Адмиралтействе и служил обязательным пунктом посещения высокопоставленных иностранных делегаций, прибывавших в столицу империи. Поэтому оформлен был роскошно - как своего рода «морской Эрмитаж», призванный продемонстрировать, что Россия - великая морская держава. Там музей благополучно пережил революцию.

- Когда советское правительство в конце 1930-х годов приняло решение о создании большого флота, нарком Кузнецов подобрал для музея более просторное помещение - здание Биржи на Стрелке Васильевского острова. Там он открылся в феврале 1941 года, - сообщил Курносов.

На выставке можно узнать и об эвакуации в Ульяновск, и о подвиге хранителей, оставшихся в блокадном Ленинграде. Увидеть эскизы тогдашнего главного художника музея Константина Аккуратова, запечатлевшие вновь открытую экспозицию в Бирже в победном 1945-м.

#музей #выставка #морской музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 018 (6371) от 01.02.2019 под заголовком «Для чего царю топор».


Комментарии