Дивное пение Валаама
26 – 28 июля на Валааме впервые прошел международный Свято-Владимирский фестиваль православного пения «Просветитель», организованный Академией православной музыки совместно со Спасо-Преображенским Валаамским монастырем при поддержке ОАО «Россети».

ФОТО Watman/shutterstock.com
Петь начали еще в Петербурге, на пристани Речного вокзала. Отслужили молебен, в котором приняли участие несколько хоров – мужских, женских, смешанных (в том числе хор Мариинского театра) плюс все желающие, после чего погрузились на борт двух теплоходов – «Михаил Шолохов» и «А. С. Попов». По данным, предоставленным организаторами проекта, на фестиваль съехались представители 22 православных стран, среди которых Белоруссия, Болгария, Греция, Грузия, Сербия, Румыния, Украина, и 22 регионов России. Кстати, на обратном пути на палубе прошло «соревнование» хоровых коллективов – особой активностью выделялись грузины и сербы во главе со знаменитой обладательницей серебристого сопрано Дивной Любоевич.
Каждый фестивальный день открывался ранней Божественной литургией, на которую добирались только участники проекта и самые мужественные из гостей и журналистов, ибо вставать для этого нужно было в шесть утра.
В первый день в Спасо-Преображенском соборе состоялся «сольник» Киевского архиерейского хора, а главным событием стал праздничный концерт-действо «Святой равноапостольный князь Владимир: жизнь и деяния» (либретто известного драматурга Людмилы Разумовской) на специально созданной по проекту Дениса Антипина для фестиваля сцене.
Киевлянам долго рукоплескали, хотя аплодисменты в храме и не благословляются. В действе о святом Владимире участвовали практически все коллективы – от Хора насельников Святой горы Афон и хора грузинского патриархата «Басиани» до Праздничного хора и ансамбля гусляров «Живая вода». Несмотря на дождь, заставивший слушателей под открытым небом надеть дождевики, были полный аншлаг и оглушительный успех.
На второй день в Спасо-Преображенском соборе звенел серебряный колокольчик голоса Дивны Любоевич, пели сербский византийский хор «Моисей Петрович», Праздничный хор минского Свято-Елисаветинского монастыря под регентством хорошо знакомой петербургским меломанам матушки Иулиании (Денисовой). Над певческим же павильоном светило солнце и раздавались густые голоса мужских хоров – греческих, сербских, русских.
Публика и организаторы напряженно ожидали прибытия Детского хора Донецкой епархии, который запаздывал из-за суровых погодных условий. И все же дети, которых нынче приютило Приозерское подворье Валаамского монастыря, выступили в день закрытия фестиваля, вызвав горячий отклик у слушателей.
28 июля праздничный гала-концерт на певческом поле опять прошел под аккомпанемент летнего дождика. Закрывая фестиваль, настоятель Валаамского монастыря архимандрит Панкратий пообещал, что будет молиться о том, чтобы в следующий раз небо в дни фестиваля было безоблачным.
Оставшиеся на острове провожали корабли исполнением былины о «Кудеяре-Питириме» и песней «Прощай, любимый город», с их голосами сливались голоса хористов из разных стран, возвращавшихся домой.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 139 (5512) от 31.07.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии