«Мебель для всех причуд тела» в Эрмитаже: ориентиры историзма в Петербурге

Эрмитаж открыл выставку «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России». Просторный с высокими сводами Малый Манеж вместил триста экспонатов - предметы декоративно-прикладного искусства, рисунки с эскизами, цветные изображения салонов петербургских мебельных магазинов и мастерских, акварели с видами дворцовых интерьеров. К созданию этой выставки руку приложили реставраторы разных специализаций- по ткани, резьбе, позолоте.

«Мебель для всех причуд тела» в Эрмитаже: ориентиры историзма в Петербурге | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

- Наша коллекция одна из самых крупных в России, - рассказывает хранитель коллекции русской мебели Эрмитажа куратор выставки Наталья Гусева. - Она интересна тем, что в нее входят вещи от петровского времени до 1917 года. Можно проследить эволюцию стилей, мебельного мастерства, увидеть вещи, которые принадлежали царской семье, и те, что попали в музей из петербургских квартир. Выставок, посвященных мебельному искусству эпохи историзма, в российских музеях до сих пор не было.

В 1820 - 1890-е годы Европу, а за ней и Россию, охватило увлечение искусством разных стран и народов прошлого. На смену опиравшемуся на античность классицизму пришел историзм, объединивший разные стили. Современники давали им условные названия: «неогрек», «ренессанс», «рококо», «мавританский», «неопомпеянский»... Новые увлечения отразились в изделиях декоративно-прикладного искусства.

Чтобы определить принадлежность вещей той или иной стране и отрезку времени, необходимы ориентиры. Это прежде всего вещи, создававшиеся для императорских резиденций. Их делали известные архитекторы, которые следили за тенденциями европейской моды, новыми материалами, технологиями. Как правило, в документах они отмечали, в каком стиле сделаны интерьеры.

В Эрмитаже сохранились предметы убранства Зимнего дворца, отстроенного после пожара 1837 года. Внешний вид здания остался как при Растрелли, то есть - барокко, а внутри - эпоха историзма. Интерьеры, созданные Александром Брюлловым, а затем Андреем Штакеншнейдером, служили образцом для остальных архитекторов. По ним можно проследить разнообразие стилей и декоративных приемов того времени. Гоголь называл архитектора Брюллова, брата знаменитого художника, энциклопедией стилей.

В Малом Манеже представлены много раз увеличенные акварели интерьеров, в первую очередь императорских. На их фоне стоят те же предметы мебели. В Зимнем дворце помимо традиционных диванов, кресел, стульев использовались секретеры, бюро, письменные столы, конторки для работы стоя... Убранство царских комнат служило модным ориентиром. В том же стиле делались вещи для других интерьеров, не таких богатых и престижных. Они распространялись по усадьбам, домам. Жители Петербурга могли позволить себе одну-две вещи и говорить, что их интерьер в императорском стиле, помпейском, второе рококо... Находились любители Востока, они включали в интерьер несколько ширм, курительных трубок.

В своих произведениях Достоевский, Гончаров, Гоголь упоминают о вещах, которые стояли в жилищах их героев. Для нас шифоньер - большой советский шкаф. Достоевский имел в виду небольшую витрину с ящичками в нижней части. Вообще шифоньер - комод для хранения женского белья. Он появился в будуарах, его название идет от слова «шифон» - известная ткань.

Термины, которыми пользовались писатели XIX века, сегодня не употребляются или имеют другое значение: бюро-давенпорт (тумбочка для письма), диван-конфидант в виде сдвоенных кресел (для конфиденциальной беседы), жардиньерка (для комнатных растений)...

На выставке есть авторские рисунки мебели. В мебельно-обойной мастерской и в магазине на Невском, 20, ими пользовались как каталогом, брали в руки, листали. Рисунки были в ветхом состоянии, их пришлось реставрировать.

Названием для выставки послужила цитата из повести «Маскарад» известного в свое время писателя Николая Павлова, в которой он рассказывает, как обустроил комнаты, когда женился.

#выставка #Эрмитаж #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6258) от 16.08.2018 под заголовком «Диван для тайных бесед».

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.