«Мебель для всех причуд тела» в Эрмитаже: ориентиры историзма в Петербурге

Эрмитаж открыл выставку «Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России». Просторный с высокими сводами Малый Манеж вместил триста экспонатов - предметы декоративно-прикладного искусства, рисунки с эскизами, цветные изображения салонов петербургских мебельных магазинов и мастерских, акварели с видами дворцовых интерьеров. К созданию этой выставки руку приложили реставраторы разных специализаций- по ткани, резьбе, позолоте.

«Мебель для всех причуд тела» в Эрмитаже: ориентиры историзма в Петербурге | ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

ФОТО Людмилы ВОЛКОВОЙ

- Наша коллекция одна из самых крупных в России, - рассказывает хранитель коллекции русской мебели Эрмитажа куратор выставки Наталья Гусева. - Она интересна тем, что в нее входят вещи от петровского времени до 1917 года. Можно проследить эволюцию стилей, мебельного мастерства, увидеть вещи, которые принадлежали царской семье, и те, что попали в музей из петербургских квартир. Выставок, посвященных мебельному искусству эпохи историзма, в российских музеях до сих пор не было.

В 1820 - 1890-е годы Европу, а за ней и Россию, охватило увлечение искусством разных стран и народов прошлого. На смену опиравшемуся на античность классицизму пришел историзм, объединивший разные стили. Современники давали им условные названия: «неогрек», «ренессанс», «рококо», «мавританский», «неопомпеянский»... Новые увлечения отразились в изделиях декоративно-прикладного искусства.

Чтобы определить принадлежность вещей той или иной стране и отрезку времени, необходимы ориентиры. Это прежде всего вещи, создававшиеся для императорских резиденций. Их делали известные архитекторы, которые следили за тенденциями европейской моды, новыми материалами, технологиями. Как правило, в документах они отмечали, в каком стиле сделаны интерьеры.

В Эрмитаже сохранились предметы убранства Зимнего дворца, отстроенного после пожара 1837 года. Внешний вид здания остался как при Растрелли, то есть - барокко, а внутри - эпоха историзма. Интерьеры, созданные Александром Брюлловым, а затем Андреем Штакеншнейдером, служили образцом для остальных архитекторов. По ним можно проследить разнообразие стилей и декоративных приемов того времени. Гоголь называл архитектора Брюллова, брата знаменитого художника, энциклопедией стилей.

В Малом Манеже представлены много раз увеличенные акварели интерьеров, в первую очередь императорских. На их фоне стоят те же предметы мебели. В Зимнем дворце помимо традиционных диванов, кресел, стульев использовались секретеры, бюро, письменные столы, конторки для работы стоя... Убранство царских комнат служило модным ориентиром. В том же стиле делались вещи для других интерьеров, не таких богатых и престижных. Они распространялись по усадьбам, домам. Жители Петербурга могли позволить себе одну-две вещи и говорить, что их интерьер в императорском стиле, помпейском, второе рококо... Находились любители Востока, они включали в интерьер несколько ширм, курительных трубок.

В своих произведениях Достоевский, Гончаров, Гоголь упоминают о вещах, которые стояли в жилищах их героев. Для нас шифоньер - большой советский шкаф. Достоевский имел в виду небольшую витрину с ящичками в нижней части. Вообще шифоньер - комод для хранения женского белья. Он появился в будуарах, его название идет от слова «шифон» - известная ткань.

Термины, которыми пользовались писатели XIX века, сегодня не употребляются или имеют другое значение: бюро-давенпорт (тумбочка для письма), диван-конфидант в виде сдвоенных кресел (для конфиденциальной беседы), жардиньерка (для комнатных растений)...

На выставке есть авторские рисунки мебели. В мебельно-обойной мастерской и в магазине на Невском, 20, ими пользовались как каталогом, брали в руки, листали. Рисунки были в ветхом состоянии, их пришлось реставрировать.

Названием для выставки послужила цитата из повести «Маскарад» известного в свое время писателя Николая Павлова, в которой он рассказывает, как обустроил комнаты, когда женился.

#выставка #Эрмитаж #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 149 (6258) от 16.08.2018 под заголовком «Диван для тайных бесед».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...