Дискуссии о вечном
Сегодня в нашем городе открывается V Санкт-Петербургский культурный форум. В нем примут участие более 750 иностранных гостей из 66 стран, 37 делегаций, 16 министров, а также представители всех 85 регионов России.

Официальное открытие пройдет на Новой сцене Мариинского театра. Основными площадками деловой программы станут Главный штаб Эрмитажа и Российский этнографический музей. В Эрмитаже пройдет пленарное заседание «Сохранение мирового культурного наследия: национальные стратегии и глобальные вызовы», в РЭМ - вручение национальной премии «Меценат года».
Намечено подписание свыше 60 международных соглашений, в том числе в сфере туризма. На форум приедут всемирно известные деятели культуры: актер Рэйф Файнс (Великобритания), хореограф Юрий Григорович (Россия), почетный директор Общества французского наследия Мари-Соль де ла Тур д,Овернь (Франция), пианист Даниэль Поллак (США), экс-директор Музея Виктории и Альберта Мартин Рот (Великобритания).
Форум начинался как скромное собрание профессионалов, обсуждавших свои узкоцеховые проблемы, например, как выживать региональным филармониям. Но уже через два-три года он стал главным местом встреч для российских и зарубежных деятелей культуры - музейщиков и кинорежиссеров, библиотекарей и музыкантов, балетмейстеров и журналистов. Профессиональные дискуссии сменялись деловыми встречами, подписаниями международных и межрегиональных соглашений, по вечерам протокол уступал место театральным и кинопремьерам.
Архитектура форума сохраняется и в этом году, но к привычным 12 секциям (театр, музыка, кино, музеи, цирк, народное творчество и другие) добавились две новые - «Туризм» и «Креативная среда и урбанистика». Они будут небольшими, но важными. Представители туриндустрии обсудят развитие международного маршрута «Великий шелковый путь», урбанисты ознакомятся с несколькими новыми музейными проектами, в частности, по созданию Центра Эрмитажа на бывшей территории завода ЗИЛ в Москве.
Центральным событием межсекционной программы станет международная конференция «Прокофьев. XXI век», посвященная 125-летию со дня рождения композитора. 3 декабря участники конференции увидят в Мариинском театре генеральную репетицию балета Прокофьева «Каменный цветок», которую проведет Юрий Григорович. Почти 60 лет назад балетмейстер дебютировал «Каменным цветком» в Кировском театре.
Музыкальная эстафета от Года Сергея Прокофьева будет передана Году Игоря Стравинского, в 2017-м исполняется 135 лет со дня рождения композитора. В Концертном зале Мариинского театра оркестр Валерия Гергиева исполнит оркестровую пьесу Стравинского, посвященную памяти его учителя Николая Римского-Корсакова. Ноты этого сочинения многие годы считались утраченными, их нашли недавно при подготовке библиотеки петербургской Консерватории к переезду на время ремонта.
В кинотеатре «Ленфильм» состоится премьера картины «Софичка» - режиссерского дебюта Киры Коваленко, ученицы Александра Сокурова. Фильм снят по мотивам повести Фазиля Искандера, который передал Коваленко права на экранизацию. Показ будет посвящен памяти писателя.
Важным отличием форума станут публичные встречи и дискуссии. В Эрмитаже состоится пятичасовой интеллектуальный марафон «Национальное и глобальное в современном искусстве». По словам Михаила Пиотровского, современное искусство в разных аспектах является стержнем дискуссий, которые состоятся на форуме. Одно из главных направлений обсуждения - глобальное и национальное, эти понятия обсуждаются на материале современного искусства.
Деловая площадка форума в Российском этнографическом музее превратится в лекторий «Культура 2.0», который посвящен культуре в эпоху цифровых технологий и новых медиа. В нем примут участие продюсеры, руководители стартапов, эксперты по современной культуре из России и Великобритании.
Впервые на форуме введен статус страны-гостя, его получила Греция. В ЦВЗ «Манеж» открывается выставка «Гений места. Греческое искусство с 1930 года до наших дней».
Очевидно, что размеры форума нельзя расширять бесконечно. По мнению Егора Москвина, руководителя дирекции форума, секции должны прийти в регионы, чтобы в Петербурге только подводить итоги. Уже есть первый опыт - в сентябре музейная секция работала в Тамбове.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 225 (5842) от 01.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии