Динозавры, землеройки и гадкие лебеди

Среди текстов, прошедших в этом сезоне в шорт-лист премии «Новые горизонты», пятый год вручающейся за нонконформистские произведения в жанре фантастики, практически нет случайных, проходных текстов. Но и на этом фоне роман казанского писателя и журналиста Михаила Савеличева «Крик родившихся завтра» выделяется особо.

Динозавры, землеройки и гадкие лебеди | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Первый раз Михаил Савеличев заявил о себе в конце 1990-х, когда его повесть «Тигр, тигр, светло горящий!» номинировалась на «Тенёта», одну из первых отечественных литературных интернет-премий. После выхода романов «Возлюби дальнего» и «Черный ферзь», «свободных продолжений» произведений братьев Стругацких, о Савеличеве заговорили снова. Правда, это была довольно специфическая известность - в узком кругу, среди поклонников фантастики. Что ж, теперь у казанского писателя появился шанс заметно расширить свою аудиторию.

Нет, конечно, «Крик родившихся завтра» по-прежнему «нереалистическая проза» - здесь приоритеты автора не изменились. Но гораздо более сложная, нелинейная, эмоционально окрашенная, чем предыдущие его сочинения. Автор совершил резкий эволюционный скачок - такое в нашей литературе происходит нечасто.

Действие романа разворачивается в альтернативных 1960-х: Вторая мировая война шла здесь на несколько лет дольше, чем в нашей реальности, и оказалась еще более кровопролитной. В итоге победители разделили на оккупационные зоны не только поверженную Германию, но и Японские острова: часть бывшей империи микадо контролирует СССР, часть - американцы и их союзники. Судьбы многих известных исторических персон сложились совсем не так, как в реальной истории: после смерти «вождя народов» в Советском Союзе у руля встал Лаврентий Берия, легендарный Валерий Чкалов пилотирует пассажирские авиалайнеры, космонавт Алексей Леонов готовится к миссии на Марс... И все же шестидесятые остаются шестидесятыми: в Париже бунтуют студенты, девушки перекидываются цитатами из Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, а бородатые советские физики в растянутых свитерах поют под гитару песни про горы - и строят глазки японским стюардессам.

На этом фоне, прописанном выразительными, но беглыми мазками, секретные ученые из «шарашек» и закрытых военных городков изучают феномен детей со сверхъестественными способностями: такие младенцы стали массово появляться на свет во время и сразу после окончания войны. Похоже, затянувшаяся Вторая мировая повлияла на человечество сильнее, чем можно было ожидать, и среди представителей homo sapienc зародился новый, более совершенный вид. Будущее разделенного человечества не на шутку беспокоит героев книги. Динозавры приютили землеройку, а та обжилась и сожрала их кладку - этот тревожный образ то и дело всплывает на протяжении всего романа. Однако дети со сверхспособностями остаются детьми: в этих «гадких утятах» слишком много человеческого, чтобы смотреть на них исключительно как на объект эксперимента.

В отличие от «Возлюби дальнего» и «Черного ферзя» новый роман Савеличева сюжетно никак не связан с произведениями Стругацких. И все же это очень «стругацкий» текст - начиная с круга тем, которые поднимает автор, и заканчивая узнаваемыми стилистическими маркерами. Тут вам и «отказ от объяснений», и хемингуэевская выразительная немногословность, и внутренний диалогизм, и острый интерес к послевоенной Японии...

При этом «Крик...» - своего рода «Стругацкие навыворот». Савеличев делает главными героинями девушек и женщин - АБС не раз повторяли, что не разбираются в психологии прекрасной половины человечества. Автор подробно рассказывает, что чувствуют и о чем думают дети-индиго с «недокументированными способностями» - классики ни разу не рискнули заглянуть в голову представителям нового вида, мокрецам или люденам, хотя проблема внезапного эволюционного скачка увлекала АБС на протяжении всей их литературной карьеры. Критики справедливо отмечают подчеркнутое внимание автора к телесности и разного рода девиациям - Стругацкие старались обойти эти темы стороной. Такое ощущение, что Савеличев сознательно собрал на страницах книги все то, от чего решительно отказались АБС.

Собственно, ущербные сверхчеловеки - нередкие гости в отечественной литературе. «Крик родившихся завтра» отчетливо рифмуется не только с «Гадкими лебедями» Стругацких, но и, например, с «Домом в котором» Мариам Петросян или рассказом Андрея Столярова «Изгнание беса». Впрочем, в нашем случае важно не только то, что рассказывает автор, но и то, как он это делает. А рассказывает финалист «Новых горизонтов» замечательно: увлеченно, нетривиально, страстно. Может быть, немного сбивчиво, сумбурно, но это тоже элемент авторского стиля. Сильная заявка - если Савеличев удержит взятую планку, среди отечественных фантастов появится еще один писатель, о котором можно говорить всерьез, по-взрослому, без скидок на жанр.

Михаил Савеличев. Крик родившихся завтра. - М.: Снежный Ком; М: Вече, 2016.

#премия #«Новые горизонты» #Савеличев

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?