Динозавры, землеройки и гадкие лебеди

Среди текстов, прошедших в этом сезоне в шорт-лист премии «Новые горизонты», пятый год вручающейся за нонконформистские произведения в жанре фантастики, практически нет случайных, проходных текстов. Но и на этом фоне роман казанского писателя и журналиста Михаила Савеличева «Крик родившихся завтра» выделяется особо.

Динозавры, землеройки и гадкие лебеди | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Первый раз Михаил Савеличев заявил о себе в конце 1990-х, когда его повесть «Тигр, тигр, светло горящий!» номинировалась на «Тенёта», одну из первых отечественных литературных интернет-премий. После выхода романов «Возлюби дальнего» и «Черный ферзь», «свободных продолжений» произведений братьев Стругацких, о Савеличеве заговорили снова. Правда, это была довольно специфическая известность - в узком кругу, среди поклонников фантастики. Что ж, теперь у казанского писателя появился шанс заметно расширить свою аудиторию.

Нет, конечно, «Крик родившихся завтра» по-прежнему «нереалистическая проза» - здесь приоритеты автора не изменились. Но гораздо более сложная, нелинейная, эмоционально окрашенная, чем предыдущие его сочинения. Автор совершил резкий эволюционный скачок - такое в нашей литературе происходит нечасто.

Действие романа разворачивается в альтернативных 1960-х: Вторая мировая война шла здесь на несколько лет дольше, чем в нашей реальности, и оказалась еще более кровопролитной. В итоге победители разделили на оккупационные зоны не только поверженную Германию, но и Японские острова: часть бывшей империи микадо контролирует СССР, часть - американцы и их союзники. Судьбы многих известных исторических персон сложились совсем не так, как в реальной истории: после смерти «вождя народов» в Советском Союзе у руля встал Лаврентий Берия, легендарный Валерий Чкалов пилотирует пассажирские авиалайнеры, космонавт Алексей Леонов готовится к миссии на Марс... И все же шестидесятые остаются шестидесятыми: в Париже бунтуют студенты, девушки перекидываются цитатами из Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, а бородатые советские физики в растянутых свитерах поют под гитару песни про горы - и строят глазки японским стюардессам.

На этом фоне, прописанном выразительными, но беглыми мазками, секретные ученые из «шарашек» и закрытых военных городков изучают феномен детей со сверхъестественными способностями: такие младенцы стали массово появляться на свет во время и сразу после окончания войны. Похоже, затянувшаяся Вторая мировая повлияла на человечество сильнее, чем можно было ожидать, и среди представителей homo sapienc зародился новый, более совершенный вид. Будущее разделенного человечества не на шутку беспокоит героев книги. Динозавры приютили землеройку, а та обжилась и сожрала их кладку - этот тревожный образ то и дело всплывает на протяжении всего романа. Однако дети со сверхспособностями остаются детьми: в этих «гадких утятах» слишком много человеческого, чтобы смотреть на них исключительно как на объект эксперимента.

В отличие от «Возлюби дальнего» и «Черного ферзя» новый роман Савеличева сюжетно никак не связан с произведениями Стругацких. И все же это очень «стругацкий» текст - начиная с круга тем, которые поднимает автор, и заканчивая узнаваемыми стилистическими маркерами. Тут вам и «отказ от объяснений», и хемингуэевская выразительная немногословность, и внутренний диалогизм, и острый интерес к послевоенной Японии...

При этом «Крик...» - своего рода «Стругацкие навыворот». Савеличев делает главными героинями девушек и женщин - АБС не раз повторяли, что не разбираются в психологии прекрасной половины человечества. Автор подробно рассказывает, что чувствуют и о чем думают дети-индиго с «недокументированными способностями» - классики ни разу не рискнули заглянуть в голову представителям нового вида, мокрецам или люденам, хотя проблема внезапного эволюционного скачка увлекала АБС на протяжении всей их литературной карьеры. Критики справедливо отмечают подчеркнутое внимание автора к телесности и разного рода девиациям - Стругацкие старались обойти эти темы стороной. Такое ощущение, что Савеличев сознательно собрал на страницах книги все то, от чего решительно отказались АБС.

Собственно, ущербные сверхчеловеки - нередкие гости в отечественной литературе. «Крик родившихся завтра» отчетливо рифмуется не только с «Гадкими лебедями» Стругацких, но и, например, с «Домом в котором» Мариам Петросян или рассказом Андрея Столярова «Изгнание беса». Впрочем, в нашем случае важно не только то, что рассказывает автор, но и то, как он это делает. А рассказывает финалист «Новых горизонтов» замечательно: увлеченно, нетривиально, страстно. Может быть, немного сбивчиво, сумбурно, но это тоже элемент авторского стиля. Сильная заявка - если Савеличев удержит взятую планку, среди отечественных фантастов появится еще один писатель, о котором можно говорить всерьез, по-взрослому, без скидок на жанр.

Михаил Савеличев. Крик родившихся завтра. - М.: Снежный Ком; М: Вече, 2016.

#премия #«Новые горизонты» #Савеличев

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.