Динозавры, землеройки и гадкие лебеди

Среди текстов, прошедших в этом сезоне в шорт-лист премии «Новые горизонты», пятый год вручающейся за нонконформистские произведения в жанре фантастики, практически нет случайных, проходных текстов. Но и на этом фоне роман казанского писателя и журналиста Михаила Савеличева «Крик родившихся завтра» выделяется особо.

Динозавры, землеройки и гадкие лебеди | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Первый раз Михаил Савеличев заявил о себе в конце 1990-х, когда его повесть «Тигр, тигр, светло горящий!» номинировалась на «Тенёта», одну из первых отечественных литературных интернет-премий. После выхода романов «Возлюби дальнего» и «Черный ферзь», «свободных продолжений» произведений братьев Стругацких, о Савеличеве заговорили снова. Правда, это была довольно специфическая известность - в узком кругу, среди поклонников фантастики. Что ж, теперь у казанского писателя появился шанс заметно расширить свою аудиторию.

Нет, конечно, «Крик родившихся завтра» по-прежнему «нереалистическая проза» - здесь приоритеты автора не изменились. Но гораздо более сложная, нелинейная, эмоционально окрашенная, чем предыдущие его сочинения. Автор совершил резкий эволюционный скачок - такое в нашей литературе происходит нечасто.

Действие романа разворачивается в альтернативных 1960-х: Вторая мировая война шла здесь на несколько лет дольше, чем в нашей реальности, и оказалась еще более кровопролитной. В итоге победители разделили на оккупационные зоны не только поверженную Германию, но и Японские острова: часть бывшей империи микадо контролирует СССР, часть - американцы и их союзники. Судьбы многих известных исторических персон сложились совсем не так, как в реальной истории: после смерти «вождя народов» в Советском Союзе у руля встал Лаврентий Берия, легендарный Валерий Чкалов пилотирует пассажирские авиалайнеры, космонавт Алексей Леонов готовится к миссии на Марс... И все же шестидесятые остаются шестидесятыми: в Париже бунтуют студенты, девушки перекидываются цитатами из Евгения Евтушенко и Роберта Рождественского, а бородатые советские физики в растянутых свитерах поют под гитару песни про горы - и строят глазки японским стюардессам.

На этом фоне, прописанном выразительными, но беглыми мазками, секретные ученые из «шарашек» и закрытых военных городков изучают феномен детей со сверхъестественными способностями: такие младенцы стали массово появляться на свет во время и сразу после окончания войны. Похоже, затянувшаяся Вторая мировая повлияла на человечество сильнее, чем можно было ожидать, и среди представителей homo sapienc зародился новый, более совершенный вид. Будущее разделенного человечества не на шутку беспокоит героев книги. Динозавры приютили землеройку, а та обжилась и сожрала их кладку - этот тревожный образ то и дело всплывает на протяжении всего романа. Однако дети со сверхспособностями остаются детьми: в этих «гадких утятах» слишком много человеческого, чтобы смотреть на них исключительно как на объект эксперимента.

В отличие от «Возлюби дальнего» и «Черного ферзя» новый роман Савеличева сюжетно никак не связан с произведениями Стругацких. И все же это очень «стругацкий» текст - начиная с круга тем, которые поднимает автор, и заканчивая узнаваемыми стилистическими маркерами. Тут вам и «отказ от объяснений», и хемингуэевская выразительная немногословность, и внутренний диалогизм, и острый интерес к послевоенной Японии...

При этом «Крик...» - своего рода «Стругацкие навыворот». Савеличев делает главными героинями девушек и женщин - АБС не раз повторяли, что не разбираются в психологии прекрасной половины человечества. Автор подробно рассказывает, что чувствуют и о чем думают дети-индиго с «недокументированными способностями» - классики ни разу не рискнули заглянуть в голову представителям нового вида, мокрецам или люденам, хотя проблема внезапного эволюционного скачка увлекала АБС на протяжении всей их литературной карьеры. Критики справедливо отмечают подчеркнутое внимание автора к телесности и разного рода девиациям - Стругацкие старались обойти эти темы стороной. Такое ощущение, что Савеличев сознательно собрал на страницах книги все то, от чего решительно отказались АБС.

Собственно, ущербные сверхчеловеки - нередкие гости в отечественной литературе. «Крик родившихся завтра» отчетливо рифмуется не только с «Гадкими лебедями» Стругацких, но и, например, с «Домом в котором» Мариам Петросян или рассказом Андрея Столярова «Изгнание беса». Впрочем, в нашем случае важно не только то, что рассказывает автор, но и то, как он это делает. А рассказывает финалист «Новых горизонтов» замечательно: увлеченно, нетривиально, страстно. Может быть, немного сбивчиво, сумбурно, но это тоже элемент авторского стиля. Сильная заявка - если Савеличев удержит взятую планку, среди отечественных фантастов появится еще один писатель, о котором можно говорить всерьез, по-взрослому, без скидок на жанр.

Михаил Савеличев. Крик родившихся завтра. - М.: Снежный Ком; М: Вече, 2016.

#премия #«Новые горизонты» #Савеличев

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...