Диковинный оркестр
Художественный руководитель фестиваля Сергей ПОЛЯНИЧКО рассказал журналисту Людмиле КЛУШИНОЙ о программе нынешнего музыкального форума.

фото предоставлено пресс-службой фестиваля
- Ваш фестиваль посвящен валторне и родственным ей инструментам. Но в нем традиционно участвует и Российский роговой оркестр...
- Да, ведь охотничьи рога - это предтеча валторны. Валторна в переводе с немецкого (Waldhorn) означает лесной рог.
- Какая музыка звучит на фестивале?
- Мы стараемся показать эволюцию валторны, поэтому исполняем и сочинения Леопольда Моцарта, Георга Филиппа Телемана, и музыку современных композиторов. Например, прозвучит валторновый концерт Artik Алана Хованесса и «Фантазия для двух валторн» Керри Тернера.
- Сочинения старшего Моцарта - Леопольда - крайне редко можно услышать.
- Это правда! Поэтому мы и включили их в программу. Надо играть не только популярную музыку. Концерт Леопольда Моцарта для двух валторн так редко играют, что я с большим трудом нашел ноты - их всего несколько комплектов в мире. Когда я, по совету итальянского солиста Луки Бенуччи, включил этот концерт в программу, то даже не представлял, какие трудности меня подстерегают. Вначале объявили ноты Моцарта во всероссийский розыск, а когда выяснилось, что в России их нет, поиск перерос в международный. Благодаря помощи коллег ноты нашлись в Мюнхене. Теперь в России есть свой экземпляр нот, и наш фестиваль станет первым, где прозвучит этот концерт.
Впервые же прозвучит в исполнении Рогового оркестра «Адажио» американского композитора Самюэля Барбера. Зрителей ожидает и еще один сюрприз - знакомство с таким уникальным инструментом, как армянский дудук. Мы пригласили большого мастера игры на дудуке Вардана Арутюняна, который живет и преподает в Петербурге.
- Валторновые фестивали, которые называют «хорнфестами», популярны в мире: слушателей привлекают концерты, а студенты посещают лекции и мастер-классы ведущих исполнителей.
- У нас обязательно будут открытые мастер-классы в Духовой академии Воронцова. Это уже традиция. Ведущие мастера приоткроют разные секреты мастерства и многие возможности валторны. На концерте кроме выступления солистов в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга слушателей ожидает встреча с разными валторновыми ансамблями. Квартеты, октеты, а в конце концерта хор валторн имени Виталия Буяновского исполнит музыку Россини и Черепнина. Виталий Михайлович Буяновский был одним из лучших валторнистов и педагогов в нашей стране.
- Сергей Александрович, знаю, вы возрождаете традиции старых мастеров, которые считались утраченными. Но можно ли сказать, что, слушая роговую музыку, которую еще называют «русским органом», мы погружаемся в ту аутентичную музыку, которую играли еще при императорском дворе?
- Конечно, можно, хотя и не сохранилось исторических партитур. Но мы знаем еще со времен императрицы Елизаветы о существовании роговых оркестров при полках - Преображенском, Егерском, Конногвардейском. И мы сделали аранжировки военных маршей. Весьма вероятно, что они звучат так, как звучали 250 лет назад. Ведь сама нотная запись Рогового оркестра так устроена, что вариантов сделать как-то иначе просто нет.
- У вас, наверное, очень насыщенный гастрольный график?
- Мы объездили больше двадцати регионов России, около тридцати стран. Надеюсь, Российский роговой оркестр однажды можно будет назвать музыкальной визитной карточкой и Петербурга, и России, ведь более диковинного оркестра в мире не найти.
Материалы рубрики
В «Севкабеле» пройдет фестиваль «Пример интонации»
В Петербурге пройдет фестиваль «Музыкальный Олимп»
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии