Диалоги у Ингербургских ворот. В Музее города Гатчины состоялась арт-медиация
Это новый формат музейной работы, подразумевающий диалог между посетителями всех возрастов и специалистами в области искусства. Первыми ее участниками стали ребята из реабилитационного центра для детей и подростков «Дарина» и их педагоги, а провели мероприятие авторы проекта «Молодежное экскурсионное бюро».

ФОТО АВТОРА
По словам организаторов проекта, благодаря такому интерактивному музейному формату информация воспринимается и запоминается лучше. Активные участники имеют возможность выдвигать смелые идеи и теории. Если же такого желания нет, можно остаться просто наблюдателем, своего рода «тайным философом».
Первая арт-медиация была посвящена одному из символов Гатчины — Ингербургским воротам. Музей располагает уникальными экспонатами — оригиналами военных арматур, украшавших эти ворота в былые времена. Свое название этот архитектурный объект получил в соответствии с наименованием самой крепости, заложенной в 1794 году по распоряжению великого князя Павла Петровича у северного въезда в Гатчину. Через два десятка лет необходимость в крепости отпала, ее ликвидировали, а на въезде в город со стороны Петербурга воздвигли ворота, получившие название Ингербургских.
Установленные на них доспехи в античном стиле были изготовлены в 1829 году в Петербурге на Александровском литейном заводе. Почти два века они не покидали ворот, но в 2019 году, когда проходила их реставрация, было принято решение передать оригиналы в музей, а на воротах установить копии из тонкостенной бронзы.
Доспехи — наверное, самый крупный (по крайней мере по размерам) экспонат в музее, существующем уже больше двадцати лет. Он был учрежден в 2004 году по инициативе Совета ветеранов города Гатчины. Спустя два года он занял помещение в доме № 18 на проспекте 25‑го Октября — в историческом здании бывшей Гатчинской женской гимназии, где и находится по сей день.
Свои двери перед посетителями музей распахнул 22 ноября 2009 года, в День города. Дата была выбрана не случайно: именно 22 ноября, в 1796 году, император Павел I издал указ о присвоении Гатчине статуса города.
В этом здании музей занимает лишь часть первого этажа. Постоянная экспозиция, представленная в пяти залах, рассказывает о жизни и быте горожан в разные исторические периоды.
Пожаловаться на недостаток раритетов музей не может. Среди них — предметы самых разных эпох. К примеру, датированный первой четвертью XIX века фрагмент деревянного водовода, проходившего от Серебряного озера до Гатчинского дворца, барельеф Ленина, который когда‑то украшал кинотеатр «Победа». В экспозиции, посвященной советской эпохе, широко представлена деятельность местных заводов и фабрик.

Особенно много внимания уделено Гатчинской трикотажной фабрике (в народе ее называли «трикотажкой»), которая существовала в городе с июня 1944 года. Здесь выпускали ватники, носки, зонтики. С середины 1960‑х годов фабрика специализировалась на спортивном и детском трикотаже. А спустя двадцать лет, обновив парк оборудования, расширила ассортимент: с ее конвейеров стали выходить женские костюмы и мужские свитера.
— Коллекция музея все время увеличивается, — говорит научный сотрудник Юлия Федив. — Конечно, места не хватает, нужны дополнительные площади. Есть помещение в подвальном этаже в здании на улице Радищева, где можно было бы разместить экспозицию открытого хранения, но оно нуждается в серьезном ремонте.
Отдельный кабинет в музее предназначен для мастер-классов, которые привлекают посетителей опять‑таки самых разных возрастов.
— Для школьников мы проводим интерактивные занятия, посвященные музейным предметам, — рассказала методист Диана Пальц. — Ребята пытаются определить их назначение, заполняют на них инвентарные карточки. Затем на импровизированном «научном совете» каждый защищает свою теорию, предлагая, какому разделу экспозиции данный предмет наиболее соответствует.
Несмотря на ограниченность помещений, музей ведет активную выставочную деятельность. В основном представляет творчество гатчинских и петербургских художников, а также проводит исторические экспозиции совместно с гатчинскими коллекционерами. Один из них — заслуженный учитель России, собиратель живописи и графики, а также обладатель большой «китайской» коллекции Игорь Смирнов. В декабре в музее открылась его выставка «Правда сердца», посвященная традиционной живописи и декоративно-прикладному искусству Китая.
Еще один коллекционер, с которым музей давно дружит, — Людмила Ковалева, работавшая реставратором в Государственном Эрмитаже. Она представляет раритетные изделия ручной работы отечественных мастериц и предметы повседневной жизни горожан конца XIX — начала XX века.
В нынешнем году музей совместно с ледоколом «Красин» (филиалом Музея Мирового океана) планирует осуществить выставочный проект, посвященный первым полярным летчикам. Некоторые из них до революции учились в Гатчинской авиационной школе.
Читайте также:
Онлайн-спектакль по пьесе Иосифа Бродского «Мрамор» состоится в музее «Полторы комнаты»
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 12 (7834) от 27.01.2025 под заголовком «Диалоги у Ингербургских ворот».
Комментарии