Диалог на русском и датском
Трудно сказать, кому конкретно пришла в голову эта мысль – устроить в Датском институте культуры, расположенном в Петербурге, фестиваль под названием «Диалог литератур». И кто первым задумал подготовить встречи датских и петербургских писателей, которые прошли в исключительно доброжелательной и сердечной обстановке. И кто задумался над тем, как много общего у литераторов двух стран-соседей и в то же время как они различаются между собой.

ФОТО Shai Halud/shutterstock.com
Важно, что главная цель фестиваля, прошедшего в конце апреля, оказалась достигнута. И заключалась она в том, чтобы наглядно показать, что даже в непростых политических условиях можно и нужно помнить о взаимосвязях культур, да и просто о человеческих связях.
Для участия в фестивале в наш город приехали шестеро гостей во главе с председателем Союза писателей Дании Якобом Ведельсбю и группа студентов. С российской, точнее петербургской, стороны в нем участвовали председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов, прозаик директор издательства Союза писателей Сергей Арно, председатель секции прозы Павел Алексеев и писатели, чьи произведения вошли в книгу «Свобода и судьба», изданную по итогам встреч.
Это один из главных итогов и фестиваля – сборник новелл российских и датских авторов, вышедший на двух языках сразу – русском и датском. Кстати, спасибо и переводчикам двух стран, истинным мастерам, можно сказать, художникам своего дела. В книге 20 рассказов, по десять с каждой стороны. Рассказов очень разных – и по тематике, и по стилю, но объединенных общей мыслью о свободе, истине и судьбе.
С «петербургской» стороны сегодняшнюю литературу в сборнике представляют и патриарх петербургской прозы Илья Штемлер, в рассказе «Старик Нури» вспомнивший свое бакинское детство, и Павел Алексеев, автор миниатюр несколько абсурдистской направленности, и Светлана Мосова, автор тонких и поэтических новелл, и Егор Фетисов, рассказавший в своем «Фонаре» трогательную, щемящую историю первых послевоенных лет. Разнообразие стилей и жанров, продемонстрированных в этих рассказах писателями – нашими земляками, удивительно. Вырисовывается из них прежде всего Россия с ее тяжелой судьбой и несломленными человеческими характерами.
А рассказы датчан, разумеется, во многом совершенно другие. Они, если можно так сказать, более спокойные, флегматичные, даже хладнокровные. Хотя нетрудно заметить, что в глубине этой совсем другой жизни таятся такие же глубокие страсти, что терзают души и наших соотечественников. Эти вроде бы вполне благополучные люди из страны Андерсена в рассказах страдают от неразделенной любви, вспоминают свою прошедшую жизнь, далеко не всегда безоблачную, ездят по всему миру, как по родному дому, иногда тоскуют, а чаще всего всматриваются в себя пристально и безыллюзорно.
Да, такие мы непохожие!.. Такая у нас все-таки разная судьба, глубоко непохожая история, совершенно иной психологический тип. И такие мы все-таки в чем-то похожие. В этой книге две разные истории, два народа словно глянули друг другу в лицо. И, поняв один другого, пожали друг другу руки.
«Свобода и судьба: Рассказы». На русском и датском языках. СПб. – Копенгаген. 2015.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 105 (5478) от 15.06.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии