Диалог музеев и церкви

Диалог музеев и церкви |

Недавно прошла встреча Святейшего патриарха Кирилла с представителями Союза музеев России и музеев, которым приходится взаимодействовать с Русской православной церковью. Взаимодействовать как в конфликтной сфере, так и бесконфликтной.

Встречались мы в храме Христа Спасителя, где патриарх показал нам экспозицию икон. Он начинал их собирать с помощью меценатов, когда был еще руководителем отдела международных связей Русской православной церкви. Коллекция куплена за рубежом и размещена в храме. Это церковный музей.

В связи с этим хочется обратить внимание на две вещи. Первое: использованы возможности церкви убеждать людей в необходимости покупать, собирать и спасать русское наследие, которое находится вне музеев. На это надо направлять общие усилия.

Второе: создание церковного музея. В России такая традиция существовала. При храмах и церковных учреждениях были музеи. Музей древнерусского искусства находился напротив - в Императорской академии художеств - учреждении светском. На кафедре музейного дела в Университете на конференциях выступают люди, которые занимаются историей церковных музеев в России.

Мы часто оглядываемся назад. Отношение к церкви в разные периоды нашей истории менялось. Было время, когда представление о духовной культуре, искусстве и религии люди получали только в музеях.

Культурные ценности создавались до нас, сохранить их - общее дело. Музеи хранят художественно-историческую память, воспитывают вкус и чувство исторического достоинства. Практически тем же - сохранением духовной памяти - занимается церковь. Вместе музеи и церковь улучшают качество духовной жизни людей.

Прошел период, когда мы находились в противоборстве. Время, когда, с одной стороны, преобладало чувство обиды, стремления к восстановлению справедливости, самоутверждению, с другой - ощущение некоторой вины.

Сегодня самые острые, принципиальные вопросы решены. Сделано много. Русская православная церковь сейчас сильнее, чем в синодальный период (1700 - 1917).

Отношения музеев с церковью складываются по-разному - на Соловках, в Старочеркасске, Исаакиевском соборе...

В постсоветское время появился опыт совместного использования храмов. На встрече с патриархом я рассказывал о церкви Зимнего дворца. Она находится на территории музея, отнять ее нельзя, можно вместе использовать, что мы и делаем. Молебны проходят по особым случаям с разрешения директора Эрмитажа и митрополита. Никто не собирается отнимать соборы Московского Кремля у музея. Там найден консенсус с церковью. Опыт взаимоотношений есть у Исторического музея. И у Третьяковской галереи, где храм расположен внутри.

Московский Кремль, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Исторический музей... Накоплен опыт не противостояния, а компромиссов и осознания, где надо остановиться. Уже не важно, кто кого победил. Рецепт, как сделать лучше, рождается не в спорах с разного рода активистами, а в общении музейщиков с представителями церкви.

На встрече мы говорили о направлениях, где можно «встать» вместе.

В первую очередь это защита культурного наследия. Православную церковь, как и музеи, волнует уничтожение христианских памятников в Сирии и разрушающиеся церкви у нас в стране. Вокруг восстановленного храма налаживается жизнь. Тут у нас с церковью совпадают интересы и цели.

Можно обсуждать, как показывать церковное искусство в светском музее. У патриарха есть претензии к тому, как иногда в музеях говорят о священных для церкви вещах. Наше предложение - составить рекомендации того, что делать нельзя. Допустим, в светском музее нельзя выставлять мощехранительницу с мощами. В церковном можно.

С нашей стороны есть требования к условиям сохранения музеев. Одно из самых острых мест сейчас - Старочеркасск. Там церковь хочет забрать Атаманский дворец и ряд помещений, которые принадлежат музею и никогда церковными не были. Составлен проект взаимного соглашения, где перечислено, что необходимо соблюдать с точки зрения церкви и музея. Проблема не в том, смогут ли обе стороны условия выполнить, а в том, захотят ли. Посмотрим, что получится.

Самый больной вопрос - оскорбление чувств верующих. Понятно, ничьи чувства оскорблять нельзя. Но где предел нетерпимости? Нельзя эту тему превращать в постоянный общественный конфликт. Мы говорили о том, в какой момент возникают оскорбленные чувства и где проходит линия, которую переходить нельзя. Она может быть гибкой. Например, в отношении к современному искусству. Можно обсуждать, что более неприемлемо: искажать классическое искусство или сочинять невесть что новое.

Можно обсуждать претензии к музею в Соловках, где, как кажется церкви, недостаточно рассказывают о монастыре и слишком много о тюрьме.

Одна из самых насущных тем - Исаакиевский собор.

Когда-то на заседании Союза музеев я говорил о необходимости моратория на передачу имущества церкви. Имелся в виду не закон, а моральный мораторий. Есть ситуации, где договоренности на какой-то определенный момент важнее правового статуса. Надо договориться не вредить друг другу, а дальше применять закон.

Мне кажется, механизм будет работать, если отложить проблемы, о решении которых мы никогда не договоримся, и заниматься теми, которые можно решить: что рассказывать в музеях, как хранить экспонаты, использовать помещения... Нам жить рядом. Надо развивать хороший пример совместного использования храмов, к нему «пристраивать» остальное. На таком фоне легче разговаривать.

Мы в начале пути. Если будем встречаться, не стесняясь обсуждать острые вопросы, даже если не сможем договориться, это улучшит атмосферу. В стране нарастает напряжение в обществе, ненависть активистов разного толка к культуре, непочтение к Православной церкви. Раскланиваться перед церковью стало модой. Это многих раздражает и может привести к плохим результатам. У нас в стране далеко не все православные.

Сохранение общественного мира - задача культуры и религии.

Разговор в храме Христа Спасителя был живым и интересным. Договорились уйти от примитивных решений. Практическим предложением музейщиков стало создание комиссии от Союза музеев России и Совета при патриархе по вопросам культуры. Острые вопросы полезно обсуждать с теми, кто решений не принимает, но может представить нужные рекомендации. Договорились и о проведении «круглых столов». Диалог поможет найти решения, которые на сегодняшний день устроят музейщиков и церковных людей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (5797) от 28.09.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?