Главная городская газета

Диалог музеев и церкви

  • 28.09.2016
  • Михаил Пиотровский
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Обратная сторона» Охты: фестиваль уличного искусства в Петербурге

В доме молодежи «Квадрат» открылся фестиваль уличного искусства. Обо всех деталях выставки – в нашем материале. Читать полностью

Главные лица моды Петербурга представят «Ассоциации» в Царском Селе

Ежегодный проект проводит своей десятый сезон в пригороде Петербурга. Кто станет его участником? Читать полностью

Запах «Счастья» в Летнем саду

Как связаны «Пирамида», «Коронный», «Прекрасное ожерелье» и картины из овощей - в нашем специальном материале. Читать полностью

Выставка буддийского искусства открылась в Петербурге

Вниманию посетителей готовы представить порядка ста уникальных произведений IX - XVIII веков. Читать полностью

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью
Диалог музеев и церкви |

Недавно прошла встреча Святейшего патриарха Кирилла с представителями Союза музеев России и музеев, которым приходится взаимодействовать с Русской православной церковью. Взаимодействовать как в конфликтной сфере, так и бесконфликтной.

Встречались мы в храме Христа Спасителя, где патриарх показал нам экспозицию икон. Он начинал их собирать с помощью меценатов, когда был еще руководителем отдела международных связей Русской православной церкви. Коллекция куплена за рубежом и размещена в храме. Это церковный музей.

В связи с этим хочется обратить внимание на две вещи. Первое: использованы возможности церкви убеждать людей в необходимости покупать, собирать и спасать русское наследие, которое находится вне музеев. На это надо направлять общие усилия.

Второе: создание церковного музея. В России такая традиция существовала. При храмах и церковных учреждениях были музеи. Музей древнерусского искусства находился напротив - в Императорской академии художеств - учреждении светском. На кафедре музейного дела в Университете на конференциях выступают люди, которые занимаются историей церковных музеев в России.

Мы часто оглядываемся назад. Отношение к церкви в разные периоды нашей истории менялось. Было время, когда представление о духовной культуре, искусстве и религии люди получали только в музеях.

Культурные ценности создавались до нас, сохранить их - общее дело. Музеи хранят художественно-историческую память, воспитывают вкус и чувство исторического достоинства. Практически тем же - сохранением духовной памяти - занимается церковь. Вместе музеи и церковь улучшают качество духовной жизни людей.

Прошел период, когда мы находились в противоборстве. Время, когда, с одной стороны, преобладало чувство обиды, стремления к восстановлению справедливости, самоутверждению, с другой - ощущение некоторой вины.

Сегодня самые острые, принципиальные вопросы решены. Сделано много. Русская православная церковь сейчас сильнее, чем в синодальный период (1700 - 1917).

Отношения музеев с церковью складываются по-разному - на Соловках, в Старочеркасске, Исаакиевском соборе...

В постсоветское время появился опыт совместного использования храмов. На встрече с патриархом я рассказывал о церкви Зимнего дворца. Она находится на территории музея, отнять ее нельзя, можно вместе использовать, что мы и делаем. Молебны проходят по особым случаям с разрешения директора Эрмитажа и митрополита. Никто не собирается отнимать соборы Московского Кремля у музея. Там найден консенсус с церковью. Опыт взаимоотношений есть у Исторического музея. И у Третьяковской галереи, где храм расположен внутри.

Московский Кремль, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Исторический музей... Накоплен опыт не противостояния, а компромиссов и осознания, где надо остановиться. Уже не важно, кто кого победил. Рецепт, как сделать лучше, рождается не в спорах с разного рода активистами, а в общении музейщиков с представителями церкви.

На встрече мы говорили о направлениях, где можно «встать» вместе.

В первую очередь это защита культурного наследия. Православную церковь, как и музеи, волнует уничтожение христианских памятников в Сирии и разрушающиеся церкви у нас в стране. Вокруг восстановленного храма налаживается жизнь. Тут у нас с церковью совпадают интересы и цели.

Можно обсуждать, как показывать церковное искусство в светском музее. У патриарха есть претензии к тому, как иногда в музеях говорят о священных для церкви вещах. Наше предложение - составить рекомендации того, что делать нельзя. Допустим, в светском музее нельзя выставлять мощехранительницу с мощами. В церковном можно.

С нашей стороны есть требования к условиям сохранения музеев. Одно из самых острых мест сейчас - Старочеркасск. Там церковь хочет забрать Атаманский дворец и ряд помещений, которые принадлежат музею и никогда церковными не были. Составлен проект взаимного соглашения, где перечислено, что необходимо соблюдать с точки зрения церкви и музея. Проблема не в том, смогут ли обе стороны условия выполнить, а в том, захотят ли. Посмотрим, что получится.

Самый больной вопрос - оскорбление чувств верующих. Понятно, ничьи чувства оскорблять нельзя. Но где предел нетерпимости? Нельзя эту тему превращать в постоянный общественный конфликт. Мы говорили о том, в какой момент возникают оскорбленные чувства и где проходит линия, которую переходить нельзя. Она может быть гибкой. Например, в отношении к современному искусству. Можно обсуждать, что более неприемлемо: искажать классическое искусство или сочинять невесть что новое.

Можно обсуждать претензии к музею в Соловках, где, как кажется церкви, недостаточно рассказывают о монастыре и слишком много о тюрьме.

Одна из самых насущных тем - Исаакиевский собор.

Когда-то на заседании Союза музеев я говорил о необходимости моратория на передачу имущества церкви. Имелся в виду не закон, а моральный мораторий. Есть ситуации, где договоренности на какой-то определенный момент важнее правового статуса. Надо договориться не вредить друг другу, а дальше применять закон.

Мне кажется, механизм будет работать, если отложить проблемы, о решении которых мы никогда не договоримся, и заниматься теми, которые можно решить: что рассказывать в музеях, как хранить экспонаты, использовать помещения... Нам жить рядом. Надо развивать хороший пример совместного использования храмов, к нему «пристраивать» остальное. На таком фоне легче разговаривать.

Мы в начале пути. Если будем встречаться, не стесняясь обсуждать острые вопросы, даже если не сможем договориться, это улучшит атмосферу. В стране нарастает напряжение в обществе, ненависть активистов разного толка к культуре, непочтение к Православной церкви. Раскланиваться перед церковью стало модой. Это многих раздражает и может привести к плохим результатам. У нас в стране далеко не все православные.

Сохранение общественного мира - задача культуры и религии.

Разговор в храме Христа Спасителя был живым и интересным. Договорились уйти от примитивных решений. Практическим предложением музейщиков стало создание комиссии от Союза музеев России и Совета при патриархе по вопросам культуры. Острые вопросы полезно обсуждать с теми, кто решений не принимает, но может представить нужные рекомендации. Договорились и о проведении «круглых столов». Диалог поможет найти решения, которые на сегодняшний день устроят музейщиков и церковных людей.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook