Дежурные по жизни

В Театре им. В. Ф. Комиссаржевской состоялась премьера - «В осколках собственного счастья». Режиссер Григорий Дитятковский поставил спектакль по произведениям Михаила Жванецкого, чье имя исчезло с ленинградских афиш в середине 1970-х.

Дежурные по жизни | Смешные и грустные монологи персонажей Михаила Жванецкого разыгрывают актеры разных поколений. <br>ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Смешные и грустные монологи персонажей Михаила Жванецкого разыгрывают актеры разных поколений.
ФОТО предоставлено пресс-службой Театра им. В. Ф. Комиссаржевской

Немного лирики (в духе спектакля). 1971 год, сентябрь. Мы, студенты первого курса Театрального института, исполняем гражданский долг: убираем капусту и картошку на полях под Любанью. Холодно, мокро, спим на нарах, греемся у костра. О доме и мечтать не приходится. Трудовой подвиг прервали только на один вечер, рванув в самоволку, чтобы попасть на концерт тогда нам неведомого Михаила Жванецкого. На сцену вышел одессит неослепительной наружности, вытащил из видавшего виды портфеля кипу рукописей и начал читать. Ничего не играл, с залом не заигрывал, но успех имел бешеный.

В те годы репутации складывались именно так, не на стадионах, а в небольших залах НИИ, в клубах и жэках. Так он и читал, как на вечере в каком-нибудь «почтовом ящике».

Потом нам повезло еще раз: Жванецкий, служивший завлитом в Театре миниатюр у Аркадия Райкина, задружился с институтом на Моховой и приходил к студентам запросто - опробовать новые монологи на молодежной аудитории. И был счастлив, когда будущие звезды БДТ и МДТ падали со стульев от хохота, в десятый раз слушая «Рассказ подрывника» или «Собрание на ликеро-водочном заводе».

Тогда же Жванецкий дебютировал как драматург. Однако ленинградская карьера оборвалась столь же шумно, как и началась: спектакль «Концерт для...», поставленный в Театре Комедии Михаилом Левитиным, городским культурным начальством до премьеры допущен не был. На репетиции и худсовет просочились лишь самые пронырливые граждане (студенты в том числе) и навсегда пленились оригинальной, остроумной (и, в общем-то, безобидной) работой. Оценили новые, не только иронические, но и лирические, интонации автора и прекрасные актерские соло и дуэты Ольги Антоновой, Веры Карповой, Вячеслава Захарова, Сергея Дрейдена...

Зачем я так углубляюсь в историю отношений нашего города и автора, которого теперь уже знают все, во всяком случае как «лицо из телевизора» и как «дежурного по стране»? Затем, что нынешний спектакль - это как бы продолжение, сиквел того, несостоявшегося, но крепко ударившего по судьбам и самолюбию участников. Тогда юморист посягнул на чужую территорию, обнаружил склонность к размышлениям и обобщениям. Мотивы давнего творческого высказывания пунктиром прошивают ткань премьеры и развиваются, поскольку прошла целая жизнь, изменившая как сочинителя, так и всех нас - тех, кто на сцене, и тех, кто в зале. «Осколки» нам приходится собирать всем вместе - это единство подчеркнуто режиссером.

Жанр концерта сохранен. Действующие лица: Виолончель, Труба, Флейта и т. д. За роялем Марк Бек, и кое-кто из артистов вполне профессионально владеет инструментом. Егор Бакулин (Контрабас) вообще на все руки мастер: и комический и драматический монологи находят живейший отклик в зале, и дуэт с пианистом звучит весьма убедительно. Главные партии, однако, доверены старшему поколению, благодаря чему даже знакомые тексты звучат не просто «медленно и печально», но обрастают неожиданными обертонами. Герои Жванецкого сегодня знают о жизни гораздо больше, чем в юности. Остроумные «пулевые» реплики вдруг оказываются похожими на айсберг: подводная часть у них объемнее и глубже, чем видимая. Прозрения, сбывшиеся десятилетия спустя, заставляют публику, изначально настроенную на веселого Жванецкого, задуматься и подавить смешок.

В самых известных, можно сказать классических («Я никогда не буду высоким и стройным...»), миниатюрах Михаил Самочко (народный артист РФ, приглашенный из МДТ) следует за автором. Мы улавливаем знакомые интонации, но артист хитрит: он задает собственный темпоритм, умеет держать паузу, бархатным тембром и легкой полуулыбкой обволакивает самые колючие инвективы. И зритель, готовый засмеяться, обидеться и отторгнуть неприятную мысль, вынужден согласиться и присоединиться...

Менее известные тексты «позднего» Жванецкого режиссер поручил Георгию Корольчуку и Ефиму Каменецкому. Тут дело не столько в возрасте, сколько в опыте и характере дарований корифеев Театра Комиссаржевской. Георгий Корольчук (Тромбон) откровенно и жестко - чертики в глазах так и пляшут! - иронизирует на тему «старость не радость». В исповедальных монологах Ефима Каменецкого (Труба) возникает гротеск, который поначалу даже пугает.

Герой словно сам в смятении от своей откровенности. Он по уши в паутине инстинктов. Но, касаясь «низких истин», берет столь высокие философские ноты, что преодолевает опасные зыби и выводит на размышления, близкие (пусть в разной степени) и молодым и старым. В его финальном монологе мелькает тень Густава Ашенбаха из «Смерти в Венеции». Да и набоковская Лолита стремительно пробегает где-то вдоль по Итальянской. «Если бы молодость знала...» сказал не Жванецкий, но задуматься об этом помог именно он и неузнаваемый в этой роли артист.

В «Концерте для...» было рассыпано столько афоризмов! Ларошфуко, что называется, отдыхает. Многим тогда полюбилась сентенция про трех женщин: красивая, умная и добрая никак не соединятся в одной. В нынешних «Осколках» таковая присутствует. Евгения Игумнова играет артистку вроде бы слишком умную, чтобы быть красивой, и слишком красивую, чтобы быть доброй. Но она, как это ни странно, совмещает в себе все необходимые свойства. Идеал! Правда, совершенство немного пьющее и слегка забывчивое, но... Кто без греха? Поразительно - автор произнес: «Я никогда не буду женщиной...», но природу чувств уловил. А Евгения Игумнова и Ольга Белявская помогли передать все разнообразие эмоционального ряда и женской логики. Они и тонкие, и грубоватые, и полные дуры, и прелесть какие глупенькие, но главное - со своими круглыми коленками и непредсказуемыми выводами - неотразимы.

Всех персонажей режиссер заставил отразиться в осколках собственного счастья. Это больно, это дерзко, это мудро. Театр тут не развлекает, он отрезвляет и будоражит. «Дежурному по стране» Михаилу Жванецкому опять (как и сорок три года назад) повезло с интерпретаторами: они, не отвлекаясь на социально-политические катаклизмы, дежурят не по стране, а по жизни. Помогают справиться с невзгодами, пройти по лабиринтам чувств и мыслей, радуют и печалят, разбирают жизнь, как по нотам. Пусть от счастья остались одни осколки, но оно было, и желающие могут собрать этот пазл воедино.

Кстати, на спектакле 4 февраля обещает присутствовать автор. Ему должно понравиться!



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 019 (5881) от 02.02.2017.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...