Девочка с зелеными глазами
В Главном штабе Эрмитаж открыл выставку одного из самых именитых американских фотографов Стива Маккарри. На его счету десятки обложек журналов, книги, множество выставок по всему миру. Три зала в большой анфиладе Главного штаба вместили около восьмидесяти работ разных лет. Ретроспектива получила название «Момент беззащитности».

ФОТО Руслана ШАМУКОВА/ТАСС
Автор снимков приехал на вернисаж. Невысокий мужчина с мягкими манерами и негромким голосом внешне мало походит на человека, который видел и фотографировал военные конфликты в разных странах, исчезающие народы, древние традиции, человеческие трагедии.
Он родился в Филадельфии, в университете изучал кино и театральное искусство, а работать пошел фотографом в газету. Фотографией Маккарри увлекся, когда делал снимки для студенческой газеты.
Теперь он советует начинающим: если хотите быть фотографом, сначала уйдите из дома. В 1978 году он сам впервые поехал в Индию почти без денег и связей. Затем в жизни Маккарри было много стран, но не тех, где снимают открыточные виды. Его можно назвать военным фотокорреспондентом. На карте мира фотографа притягивали горячие точки, те, где разгорались войны и конфликты, – Афганистан, Ирак, Йемен, Ливан, Югославия, Камбоджа.
Стиву Маккарри удалось проникнуть на территорию Афганистана, когда из-за ввода советских войск путь туда был закрыт для западных журналистов. С группой беженцев он пересек границу, перемещался нелегально под видом местного жителя, отпустив бороду и переодевшись в одежду, в которой были зашиты катушки с пленкой. Он стал первым фотографом, которому удалось показать миру изображение конфликта. В 1984 году в Пакистане в лагере афганских беженцев Маккарри сфотографировал девочку. Снимок появился на обложке National Geographic, он был признан самым узнаваемым за более чем столетнюю историю журнала.
Как говорит Маккарри, за каждым изображением рассказ. На выставке в Эрмитаже рядом со знаменитым портретом афганской девочки портрет женщины с похожими чертами лица. Маккарри много раз возвращался в Афганистан, пытаясь найти героиню прославившего его снимка. Лишь семнадцать лет спустя удача улыбнулась ему. У девочки с зелеными глазами и у женщины с усталым лицом красивое имя Шарбат Гула (Цветочный нектар).
Маккарри – мастер психологического портрета. Он любит и умеет снимать лица: «Я смотрю, когда душа выглядывает наружу». Поэтому взгляд самых разных людей, часто ставших жертвой трагических событий, тревожит душу зрителя. На выставке нет черно-белых фотографий, Маккарри делает только цветные, в которых ему удалось найти синтез художественной и репортажной съемки.
На выставке не только портреты. Там есть виды старинных храмов, оживленные городские улицы, горные ландшафты, сценки повседневной жизни... Люди едят, рыбачат, танцуют, играют, работают, молятся. На одном из снимков женщина с ребенком, мирно спящая в гамаке. На полу у нее за спиной огромная змея. «Момент беззащитности».
Выставка Стива Маккарри проходит в рамках Года фотографии в Эрмитаже. Ее готовил отдел современного искусства музея. Как рассказывает куратор Анастасия Лесникова, работы отбирались при участии автора. Маккарри подобрал обзор фотографий за три десятилетия. Отпечатки делались специально для залов Главного штаба.
После завершения выставки работы Маккарри останутся в собрании Эрмитажа.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 186 (5559) от 06.10.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии