Девочка, как это было?

Московский издатель Илья Бернштейн представил в петербургском «Мемориале» вышедшую в издательстве «Самокат» книгу Марьяны Козыревой «Девочка перед дверью».

Девочка, как это было?  | ФОТО Shai–Halud/shutterstock.com

ФОТО Shai–Halud/shutterstock.com

Эта книга продолжила серию книг для подростков «Как это было», первоначально задуманную как переиздание книг о войне, написанных ее участниками и прокомментированных современными историками. В этой серии вышли «Он упал на траву» Виктора Драгунского, «Будь здоров, школяр» Булата Окуджавы, «Сестра печали» Вадима Шефнера и «Ласточка-звездочка» Виталия Семина.

«Книга Марьяны Козыревой «Девочка перед дверью» – первое издание, которым мы раздвигаем рамки серии, – рассказал Илья Бернштейн. – Отныне она будет называться «Русский XX век в беллетристике и комментариях специалистов», и это будут не только книги о войне».

«Девочку перед дверью» Марьяна Козырева писала, не надеясь на официальную публикацию, книгу читали на семинарах Виктора Кривулина и Татьяны Горичевой, печатали в самиздате. Книга впервые увидела свет в 1990 году, но тогда ее фактически не заметили, ведь в то время на читателя выплеснулась лавина запретных книг.

Теперь предназначенное для подростков откомментированное издание «Девочки перед дверью» увидело свет благодаря финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в рамках федеральной целевой программы «Культура России». Это дает надежду, что о годах «Большого террора» прочтут те, для кого и перестроечные-то годы – история, случившаяся до их рождения.

В современной России за последние годы появились лишь три книги для детей и подростков, рассказывающие о сталинских репрессиях, – это «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, «Сталинский нос» Евгения Ельчина и переиздание «Девочки перед дверью». Хотя Марьяна Козырева, создавая свою книгу, не писала ее «для взрослых» или «для подростков». Скорее, она писала ее «для своих» – ленинградских диссидентов, поэтов, философов и первого поколения «дворников и сторожей», к которому принадлежала сама. Про «дворников и сторожей» ремарка не случайная. Марьяна Львовна с начала 70-х годов минувшего века работала сторожем на различных объектах Васильевского острова.

Книга начинается с того, что маленькая девочка стоит в темном коммунальном коридоре, где примус на каждой табуретке перед каждой дверью. Девочка видит, как незнакомые дядьки заклеивают двери их с мамой и папой комнаты. Девочка строго спрашивает: «А вы чего заклеиваете нашу дверь? Это наша дверь. У меня игрушки там. И горшочек. Вот папа придет – он вам даст!».

Марьяна родилась в интеллигентной семье. Отец Лев Гордон – исследователь французских философов XVIII века, мать Маргарита Тумповская – поэт, переводчик. Аресты, тюрьмы, лагеря, гибель двоих младших детей, фронт для отца и ранняя смерть для матери, голод и тяготы эвакуации, снова арест отца на десятилетний срок – таким был XX век для этой семьи. И об этом пишет Марьяна Козырева от лица маленькой девочки, а потом подростка Виктории. Книга во многом автобиографична, но это не мемуары, хотя почти все герои имеют реальных прототипов: родственников самой Марьяны, а также тех, с кем ее свела судьба во время странствий после ареста родителей, в ссылке, после ссылки в совхозе в Ростовской области или в эвакуации в Узбекистане.

После войны Марьяна с отцом – реальные, а не герои книги, – возвращаются в Ленинград. Лев Гордон начинает работать в Публичной библиотеке над составлением каталога библиотеки Вольтера. Когда отца арестовывают снова, бездомная Марьяна поселяется у Натальи Варбанец – тоже сотрудницы Публички, книговеда, той самой Птицы, жизнь которой была связана с жизнью сына Ахматовой Льва Гумилева. Марьяна потом напишет картину, посвященную им, – «Лев и Птица», а дружба ее с Варбанец будет длиться до самой смерти Натальи Васильевны.

Марьяна выйдет замуж тоже за лагерника – геолога Алексея Александровича Козырева, отбывшего десятилетний срок на Колыме. «Родители познакомились практически сразу после папиного освобождения из лагерей, – рассказывает Кирилл Козырев. – Их знакомство было не случайным: мамины родители и тетки все прошли лагеря, и появление очередного лагерника в ее жизни было естественным». Кирилл Алексеевич на представлении книги матери вспоминал, каким открытым был дом его родителей: там проходили выставки, чтения стихов и переводов.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 176 (5549) от 22.09.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?