Детство в деревне Чёрная. История одной эвакуации времён блокады Ленинграда

Историю об эвакуации во время войны детей сотрудников ленинградского Литфонда приходилось собирать буквально по крупицам. За отрывочными сведениями и сухими строками документов открывались уникальные судьбы. Результаты исследования (а фактически — расследования), продолжавшегося несколько лет, Государственный литературный музей «ХХ век» представил на выставке (12+), открывшейся в общественном пространстве в «Гостином дворе».

Детство в деревне Чёрная. История одной эвакуации времён блокады Ленинграда | ФОТО Joanna Kosinska on Unsplash

ФОТО Joanna Kosinska on Unsplash

Сначала, 5 июля 1941 года, семьи ленинградского Литфонда отправили в город Гаврилов-Ям Ярославской области. По документам, на тот момент в лагере насчитывалось 338 детей и 53 взрослых, однако потом это число менялось. Вскоре, в сентябре, из соображений безопасности лагерь отправили дальше в глубь страны — в Молотовскую область (ныне Пермский край). Конечной точкой стала деревня Черная. Здесь ребята и их воспитатели прожили несколько лет. Дети были самых разных возрастов — от малышей до подростков. Ребята занимались учебой под руководством вы­ехавших с ними педагогов. Бумаги не хватало, использовали газеты и обрывки. Те, кто постарше, работали в колхозе и на пришкольном огороде, который был настоящим спасением для всех живших в лагере. Но самое главное — взрослые позаботились, чтобы ребята жили насыщенной жизнью: ставили спектакли, участвовали в концертах, выпускали стенгазеты. Даже водили лошадей на ночной выпас.

Одна из воспитанниц лагеря, будущая поэтесса Светлана Томская, вспоминала: «Мы пололи, окучивали посадки, ходили в лес за грибами и ягодами… Пекли картошку, пели и читали стихи. За лето мы заработали много картошки, из которой зимой нам пекли шаньги»

Для участвовавшей в создании выставки студентки Санкт-Петербургского государственного экономического университета Анны Поповой вхождение в эту тему началось еще пять лет назад, когда она занималась исследовательским проектом «Спасенное детство» в краеведческом клубе «Петрополь» Городского дворца творчества юных. Тогда удалось найти бывших воспитанников, живших в лагере Литфонда, записать их интервью. С тех пор эта история не отпускала. По словам Анны, очень хотелось, чтобы как можно больше людей узнали о тех, кто во время войны спасал детей.

Тем более что трудились в лагере люди непростые. Начальником старшей группы была литературный редактор Зоя Гацкевич — мама будущего актера Михаила Козакова. Стационаром заведовала литературовед Ирина Медведева — жена профессора Бориса Томашевского, исследователя творчества Пушкина. Завхозом лагеря была Елизавета Куприянова — вдова литературного критика Цезаря Вольпе, главным поваром работала Наталья Гор — супруга писателя Геннадия Гора, автора научно-популярных очерков и повестей для юношества.

Самые теплые воспоминания оставил главный врач лагеря Самуил Берлянд. Энергичный, требовательный, вечно куда‑то спешащий… Одна из воспитанниц, Наталья Рождественская, вспоминала, что он подарил ей толстую тетрадь с напутствием: «Бумага наша, стихи Ваши». «В эту тетрадку бабушка записывала мои детские сочинения», — вспоминала Рождественская.

По словам Анны Поповой, очень долго не удавалось найти фото Берлянда. И какова же была радость, когда его наконец‑то смогли обнаружить в архиве литературного музея «ХХ век» в личных делах работников Литфонда.

Среди экспонатов выставки — подлинные вышивки на сказочные сюжеты, сделанные ленинградскими детьми в деревне Черная. «Колобок», «Жили-были в лесу кот да петух», «Несет меня лиса за темные леса»… Эту уникальную коллекцию чуть больше десяти лет назад получил в дар мемориальный музей «Разночинный Петербург» от Ирины Банновой, чья родственница была одной из воспитанниц лагеря.

Когда в январе 1943 года пришло известие о прорыве блокады, обитатели лагеря были вне себя от радости. Старшие дети кричали: «Блокаду прорвали!». А малыши, которые впервые услышали слово «блокада», поняли эти слова по‑своему: «Плакаты прорвали!». Как вспоминала Наталья Рождественская, крикунов отправили к начальнику лагеря, и только вечером он объяснил им слово «блокада».

Большинство воспитанников вернулись в Ленинград летом 1944 года. Память о деревне Черная сохранили в своих сердцах и дети и взрослые. Кстати, актер Михаил Козаков вспоминал, что в деревне Черная, где он в местном клубе, будучи ребенком, впервые вышел на сцену, он навсегда полюбил стихи и английские баллады в переводе Самуила Маршака. Многие выучил наизусть…

Читайте также:

Освобожденная Нева: возобновление судоходства после блокады

В Музее военно-морской славы открылась фотовыставка к 10-летию фотоконкурса «Самая красивая страна»

#война #выставка #Литфонд

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (7724) от 12.08.2024 под заголовком «Детство в деревне Черная».


Комментарии