«Дети ТЮЗа» пошли тропою Бемби

ТЮЗ им. А. А. Брянцева выпустил премьеру спектакля «Дети Бемби», где режиссером-постановщиком выступил известный актер этого театра народный артист России Валерий Дьяченко, а все роли исполнили студенты «тюзовского» курса СПбГАТИ.

«Дети ТЮЗа» пошли тропою Бемби | Гроза в лесу повергла его обитателей в ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Гроза в лесу повергла его обитателей в ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Выпуская третьекурсников на Большую сцену ТЮЗа, театр шел на осознанный риск: обычно такой чести удостаиваются только дипломники. Но в этом поступке проявилась мудрость зрелого театра, готового с первых шагов в профессии помогать и доверять будущему поколению артистов.

Задача у авторов сиквела (продолжения) легендарной тюзовской постановки «Бемби», где в 1970-е блистала в заглавной роли Ирина Соколова, была не из простых. С одной стороны, никуда не денешься от неизбежных сравнений со спектаклем Зиновия Корогодского, с другой – как соблюсти художественную преемственность, не впадая в архаику, но и не заигрывая с новым поколением зрителей, привыкших к эстетике телевизионных шоу и компьютерных игр?

Валерий Дьяченко говорит о том, что создатели спектакля и не думали соревноваться с предшественниками: «Это, скорее, наш способ прикоснуться к традиции театра через школьные упражнения». Действительно, спектакль «Дети Бемби» возник из упражнений актерской школы «наблюдение за животными», которая, кстати, в свое время стала основой для ряда известных тюзовских спектаклей. И можно представить, с каким трепетом начинающие артисты приступили к работе над этим материалом.

Наверное, именно это чувство пиетета и позволило юным исполнителям в целом уйти от простительного для третьекурсников ученичества. Уже на премьере они сумели показать хороший уровень актерского проживания и профессиональной техники. С первых минут действия, когда зал наполнили таинственные звуки волшебного леса, откуда вышел повзрослевший Бемби (Константин Федин), а на кисейном экране, словно благословляя «племя младое, незнакомое», вдруг возник мерцающий образ знаменитого олененка из спектакля 1970-х, во мне умер критик и проснулся благодарный зритель, который уравнялся в возрасте с сидящими рядом детьми.

Легко поверилось в реальность происходящего, потому что и без сложного грима или громоздких натуралистичных костюмов со «звериными» или «птичьими» признаками юные артисты точными пластическими штрихами сумели попасть в характер своих персонажей. Резонер Ежик (Сергей Лосев), нервный и велеречивый Заяц (Павел Панков), коварный циник Лис (Сергей Липовский)... Да каждый из обитателей волшебного леса сумел одним ярким актерским мазком обозначить свое право на существование в пространстве спектакля.

Я намеренно начала с персонажей второго плана, поскольку они были не менее интересны, чем главные герои с подробно прописанными ролями: величавый вожак племени Бемби, заботливая мать его детей Фалина (Мария Хрущева) и сами олени-подростки: во всем похожий на отца Гено (Федор Федотов), своевольная Гурри (Ксения Плюснина) и их друзья. Юные артисты, на мой взгляд, в целом справились с поставленной задачей: были пластичны, заразительны. Разумеется, в этом немалая заслуга постановщика спектакля Валерия Дьяченко, режиссера-педагога Бориса Ивушина, педагога по пластике Владимира Чернышова и всех служб театра (художника по свету, видеоинженера и пр.), работавших на общий результат.

Убедительно вписаться в ткань спектакля артистам наверняка помог «волшебный лес», живое дыхание которого передавали и непрерывно менявший свой цвет задник, и прозрачный круговой полог с видеоинсталляциями, и лианы-канаты... Вообще зрелищность спектакля наверняка расширит возрастные границы его аудитории.

Автор инсценировки Валерий Дьяченко несколько укоротил и спрямил сюжетные линии, прописанные в книжке Феликса Зальтена, что было совершенно оправданно для спектакля с пометкой 6+. Раскрывая свой замысел, режиссер поясняет: «Смысл книги, а вслед за ней и спектакля в том, что дети должны выстоять в этом жестоком мире и, повзрослев, сохранить в себе все лучшее, чем наделила их природа, – благородство, достоинство и доброту... Рассказывая историю про обитателей леса, юные артисты будут «подключать» к ней себя – со своим опытом вхождения во взрослую реальность, в том числе в реалии современного театра. Тут, по-моему, идет честное смыкание двух тем – человеческой и профессиональной».

Спектакль состоялся. «Дети ТЮЗа» (а как еще назвать студентов «тюзовского» курса?), увлеченно и с «проживанием» играющие лесных сородичей, сумели впитать в себя высокий романтический дух постановки Зиновия Корогодского и донести до современного зрителя боль и тревогу Мастера за общее будущее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5414) от 11.03.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...