2Vtzqv4Hz9U

«Дети ТЮЗа» пошли тропою Бемби

ТЮЗ им. А. А. Брянцева выпустил премьеру спектакля «Дети Бемби», где режиссером-постановщиком выступил известный актер этого театра народный артист России Валерий Дьяченко, а все роли исполнили студенты «тюзовского» курса СПбГАТИ.

«Дети ТЮЗа» пошли тропою Бемби | Гроза в лесу повергла его обитателей в ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Гроза в лесу повергла его обитателей в ужас. ФОТО предоставлено пресс-службой театра

Выпуская третьекурсников на Большую сцену ТЮЗа, театр шел на осознанный риск: обычно такой чести удостаиваются только дипломники. Но в этом поступке проявилась мудрость зрелого театра, готового с первых шагов в профессии помогать и доверять будущему поколению артистов.

Задача у авторов сиквела (продолжения) легендарной тюзовской постановки «Бемби», где в 1970-е блистала в заглавной роли Ирина Соколова, была не из простых. С одной стороны, никуда не денешься от неизбежных сравнений со спектаклем Зиновия Корогодского, с другой – как соблюсти художественную преемственность, не впадая в архаику, но и не заигрывая с новым поколением зрителей, привыкших к эстетике телевизионных шоу и компьютерных игр?

Валерий Дьяченко говорит о том, что создатели спектакля и не думали соревноваться с предшественниками: «Это, скорее, наш способ прикоснуться к традиции театра через школьные упражнения». Действительно, спектакль «Дети Бемби» возник из упражнений актерской школы «наблюдение за животными», которая, кстати, в свое время стала основой для ряда известных тюзовских спектаклей. И можно представить, с каким трепетом начинающие артисты приступили к работе над этим материалом.

Наверное, именно это чувство пиетета и позволило юным исполнителям в целом уйти от простительного для третьекурсников ученичества. Уже на премьере они сумели показать хороший уровень актерского проживания и профессиональной техники. С первых минут действия, когда зал наполнили таинственные звуки волшебного леса, откуда вышел повзрослевший Бемби (Константин Федин), а на кисейном экране, словно благословляя «племя младое, незнакомое», вдруг возник мерцающий образ знаменитого олененка из спектакля 1970-х, во мне умер критик и проснулся благодарный зритель, который уравнялся в возрасте с сидящими рядом детьми.

Легко поверилось в реальность происходящего, потому что и без сложного грима или громоздких натуралистичных костюмов со «звериными» или «птичьими» признаками юные артисты точными пластическими штрихами сумели попасть в характер своих персонажей. Резонер Ежик (Сергей Лосев), нервный и велеречивый Заяц (Павел Панков), коварный циник Лис (Сергей Липовский)... Да каждый из обитателей волшебного леса сумел одним ярким актерским мазком обозначить свое право на существование в пространстве спектакля.

Я намеренно начала с персонажей второго плана, поскольку они были не менее интересны, чем главные герои с подробно прописанными ролями: величавый вожак племени Бемби, заботливая мать его детей Фалина (Мария Хрущева) и сами олени-подростки: во всем похожий на отца Гено (Федор Федотов), своевольная Гурри (Ксения Плюснина) и их друзья. Юные артисты, на мой взгляд, в целом справились с поставленной задачей: были пластичны, заразительны. Разумеется, в этом немалая заслуга постановщика спектакля Валерия Дьяченко, режиссера-педагога Бориса Ивушина, педагога по пластике Владимира Чернышова и всех служб театра (художника по свету, видеоинженера и пр.), работавших на общий результат.

Убедительно вписаться в ткань спектакля артистам наверняка помог «волшебный лес», живое дыхание которого передавали и непрерывно менявший свой цвет задник, и прозрачный круговой полог с видеоинсталляциями, и лианы-канаты... Вообще зрелищность спектакля наверняка расширит возрастные границы его аудитории.

Автор инсценировки Валерий Дьяченко несколько укоротил и спрямил сюжетные линии, прописанные в книжке Феликса Зальтена, что было совершенно оправданно для спектакля с пометкой 6+. Раскрывая свой замысел, режиссер поясняет: «Смысл книги, а вслед за ней и спектакля в том, что дети должны выстоять в этом жестоком мире и, повзрослев, сохранить в себе все лучшее, чем наделила их природа, – благородство, достоинство и доброту... Рассказывая историю про обитателей леса, юные артисты будут «подключать» к ней себя – со своим опытом вхождения во взрослую реальность, в том числе в реалии современного театра. Тут, по-моему, идет честное смыкание двух тем – человеческой и профессиональной».

Спектакль состоялся. «Дети ТЮЗа» (а как еще назвать студентов «тюзовского» курса?), увлеченно и с «проживанием» играющие лесных сородичей, сумели впитать в себя высокий романтический дух постановки Зиновия Корогодского и донести до современного зрителя боль и тревогу Мастера за общее будущее.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 041 (5414) от 11.03.2015.


Комментарии