День, полный музыки

Владимиру Фейертагу - 85. Сегодня вечером этого признанного в России и Петербурге энциклопедиста джаза будут чествовать на Загородном, 27, в Джазовой филармонии.

День, полный музыки | ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО

ФОТО Юрия БЕЛИНСКОГО

В середине 50-х годов прошлого века выпускник филфака ЛГУ Владимир Фейертаг вошел в правление первого в СССР джаз-клуба «Д-58». Окончив музыкальное училище при Ленинградской консерватории в 1960-м, он через год начал преподавать в народной джазовой школе. Заметим, что полноценное государственное джазовое образование появилось в стране только в 1974 году! Двадцатилетие 1955 - 1975 гг. выдвинуло юных энтузиастов, отважившихся учиться джазу по случайно попадающим к нам из-за рубежа пластинкам, ночным программам, пробивающимся сквозь грохот «глушилок» в радиоэфире, и по бесценным книгам в машинописных переводах столь же преданных этой музыке сверстников. Вместе со своим одногодком Валерием Мысовским Фейертаг сумел выпустить первую в Союзе популярную брошюру о джазе и его лучших музыкантах, где мы увидели живые лица наших кумиров - Стена Кентона и Майлса Дэвиса, Дэйва Брубека и Джона Колтрейна...

Позже в Театре эстрады, дворцах и домах культуры Фейертаг последовательно излагал посетителям его лекций-концертов историю джаза и весьма преуспел в этом. В 1966 году он стал штатным лектором-музыковедом филармонического отдела «Ленконцерта». В отличие от некоторых весьма эрудированных энтузиастов, коллекционировавших исключительно лучшие образцы американского джаза, Владимир Фейертаг отслеживал происходящее и на отечественном джазовом поле. Он выезжал с лекциями в областные центры СССР, его стали приглашать в роли ведущего на местные фестивали. Вот уже полвека его жизнь проходит в непрерывных командировках по стране. Где бы ни появлялся, он устанавливает деловые, творческие контакты с местными джазовыми лидерами, его картотека насчитывает тысячи имен. Вышедший в 2009 году 500-страничный энциклопедический справочник «Джаз в России» содержит перечень 46 городов - от Абакана до Ярославля, где он выступал ведущим на фестивалях и джазовых программах, в этой книге свыше пятисот имен. Почти с каждым из них автор справочника знаком лично.

С 1978-го по 1992 год он был бессменным организатором и ведущим ленинградского фестиваля «Осенние ритмы». Эстафету «Осенних ритмов» приняла созданная в 1989 году Давидом Голощекиным Джазовая филармония. Владимир Фейертаг и там на ведущих ролях; ни один ставший постоянным у нас международный фестиваль «Свинг белой ночи» не обходился без его голоса ведущего.

В 1990-е годы многие россияне вынуждены были искать работу за рубежом. Фейертаг, владеющий немецким, английским и - со словарем - французским языками, регулярно читал лекции по классическому и современному джазу в Германии, Дании и США. Тогда же он стал «эффективным менеджером», организующим регулярный обмен музыкантами и джазовыми группами между Россией и странами Европы.

В наступившем XXI веке деятельность Владимира Борисовича обращена преимущественно к новым поколениям, родившимся в посткоммунистической России. Преодоление разрыва между петербургскими пионерами джаза, начинавшими в шестидесятые, и нынешней молодежью двух миров - реального и виртуального - требует особого педагогического подхода. И 85-летний «бронтозавр» отечественного джаза ищет и находит способы возродить интерес к этому искусству, давно ставшему частью академической музыкальной культуры.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 243 (5860) от 27.12.2016.


Комментарии