2Vtzqv4Hz9U

Делать жизнь с кого? Что можно увидеть в Музее Ломоносова в Кунсткамере

Как мы уже сообщали нашим читателям (см. номер от 19 ноября), в Кунсткамере открылась обновленная постоянная экспозиция «Академический зал. Музей Ломоносова» (12+). Сегодня — некоторые подробности.

Делать жизнь с кого? Что можно увидеть в Музее Ломоносова в Кунсткамере | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В своем приветствии большой ­команде сотрудников, работавших над проектом, Валерий Фальков, министр науки и высшего образования, отметил, что Кунсткамера продолжает нести свою просветительскую миссию, соединяя рассказ о Ломоносове с помощью мультимедиа и подлинные предметы ученого. Михаил Пиотровский, генеральный директор Эрмитажа, член попечительского совета ­Кунсткамеры, сказал, что Ломоносов — образец ученого во всех смыслах, а музей, ему посвященный, предложил посетителям задуматься о своей жизни.

По словам Андрея Головнева, директора Кунсткамеры, для него Ломоносов — прежде всего художник, чем бы он ни занимался: сочинял стихи, работал в лаборатории или исследовал историю Древней Руси.

Головнев и Наталья Копанева, главный хранитель фондов Кунст­камеры, провели небольшую экскурсию для первых посетителей обновленной экспозиции. Она расположена вокруг того самого Академического зала, где заседали Ломоносов и его ученые коллеги, где формировалась Академия наук. С одной стороны, это круг жизни Ломоносова, показанной в хронологической последовательности. С другой — образ бесконечного движения в поисках нового знания о мире и человеке.

Первые экспонаты круга — плетеная солоница (солонка) архангельских поморов и две книги — «Грамматика» Мелентия Смотрицкого и «Арифметика» Леонтия Магницкого, первые учебники юного Ломоносова. Как он мог выглядеть в то время, показывает барельеф, созданный Парменом Забелло, известным русским скульптором XIX века. Этот барельеф подарил музею Роберт Каплан-Ингель, историк науки, первый директор Музея Ломоносова.

Московская жизнь будущего ученого показана образно — медными монетами времен императрицы Анны Иоанновны, это денга (полкопейки) и полушка (четверть копейки). В Спасских школах, где учился Ломоносов, учащиеся получали «стипендию» три копейки в день. Период обучения за границей представлен «Церковной риторикой» Николя Коссена издания 1648 года из личной библио­теки Ломоносова с его пометками и гравированным портретом Христиана фон Вольфа, учителя Ломоносова. В 1746 году «Императорская Академия наук член и химии профессор Михайло Ломоносов» выпустил «Волфианскую экспериментальную физику», переведенную им с латыни на русский язык.

Напротив инсталляции «Палаты для физических экспериментов» со старинными электростатической машиной и большой линзой «зажигательного инструмента» представлена схема астрономических наблюдений, которые Ломоносов провел в 1761 году, изучая прохождение Венеры по солнечному диску. В итоге — открыл существование атмосферы на ближайшей соседке Земли.

Важнейшая страница жизни Ломоносова — создание в Усть-Рудице под Петербургом мозаичного производства. «К пользе и славе Российской завесть фабрику для изготовления изобретенных мною стекол» — так объяснял Ломоносов цель своего начинания. Портреты Петра I, Григория Орлова, цесаревны Анны Петровны показывают высокое качество работы русских мастеров. Основателю Петербурга Ломоносов посвятил такие строки: «Рождены к скипетру, простер в работу руки, // Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки…». Строчки Ломоносова из «Письма о пользе стекла»: «Неправо о вещах те думают, Шувалов, // Которые Стекло чтут ниже Минералов» стали крылатыми.

Кунсткамера4_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Как выглядела фабрика, можно увидеть на стеклярусном панно XVIII века. Подлинные образцы смальты и стекол были найдены в 1949 – 1950 годах во время архео­логических раскопок в Усть-Рудице. «Один опыт я ставлю выше, чем тысяча мнений», — как‑то заметил Ломоносов и доказал правоту своих слов.

В 1948 году при подготовке к открытию Музея Ломоносова был создан макет химической лаборатории ученого, которая размещалась на 2‑й линии В. О., рядом с «Боновым домом». Как пояснила Наталья Копанева, специально выдувалась вся миниатюрная «игрушечная» посуда. Макет сам по себе является произведением прикладного искусства.

Кунсткамера3_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Слова Ломоносова «Северный океан есть пространное поле, где усугубится может российская слава» остаются актуальными и сегодня. В экспозиции представлена карта маршрута экспедиции мореплавателя Василия Чичагова, который по проекту Ломоносова пытался проложить Северный морской путь от Мурманска до Камчатки. На стенде, посвященном основанию МГУ, на самом почетном месте находится «Собрание разных сочинений в стихах и в прозе» Ломоносова, выпущенное этим университетом в 1757 году, через два года после его основания.

Еще об одном мемориальном ломоносовском месте в Петербурге напоминает «Макет усадьбы на Мойке» (современный адрес: Большая Морская улица, дом 61). Этот участок был в XIX веке застроен другими зданиями, но «память места» сохраняется. Экспозицию завершают личные вещи Ломоносова: серебряное блюдо, кубок с изображением Елизаветы Петровны, покровительницы Ломоносова, изготовленный на Императорском стекольном заводе, мейсенский чайник и мраморная статуэтка «Амур, держащий корону».

Кунсткамера2_С.jpg
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

После экскурсии Андрей Головнев, отвечая на вопрос «Санкт-Петербургских ведомостей» о ближайших планах Кунсткамеры, сообщил, что на 2025 год запланирована реэкспозиция Астрономической обсерватории и зала Готторпского глобуса, которые находятся над «Академическим залом — Музеем Ломоносова».

Что касается многофункционального научно-хранительского центра Кунсткамеры в Шувалове, то в этом году должно завершиться его строительство. «Как мы будем осваивать новое пространство, как запускать новые лаборатории, пока не могу сказать, — отметил Головнев. — На днях на президиуме РАН меня «атаковали» генетики с предложением подготовить к тотальному обследованию генетический материал Кунсткамеры. Будем думать, как с помощью нашей сложной коллекции и нового центра помочь этим научным исследованиям».

Читайте также:

В Часовне-музее храма Спас-на-Крови открылась выставка «Мозаика судьбы»

В архитектурной фотогалерее «Точка» открылась выставка «Архикадр-II: Казань постиндустриальная»


#кунсткамера #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 2122 (7798) от 25.11.2024 под заголовком «Делать жизнь с кого».


Комментарии