Дела сердечные

В Новом выставочном зале Музея городской скульптуры открылась выставка «Сердца», в которой принимают участие пять петербургских художников разных поколений.

Дела сердечные |

Идея и отбор авторов принадлежат куратору Артему Магалашвили. По его словам, исходной точкой послужил известный объект из стали «Висячее сердце» Джеффа Кунса. Несколько лет назад он был продан на аукционе за 21 млн долларов и назван универсальным символом любви.

Задача проекта состоит в том, чтобы художественными средствами показать сердце как понятие символическое и анатомическое. Мускул, гоняющий кровь, прочно ассоциируется с эмоциональной сферой жизни человека. Изображения сердца связаны с самыми разными сюжетами, образами, смыслами. От поздравительной открытки, сувенирной футболки «Я люблю СПб», китчевой свечки-сердечка до рассказа про сложные человеческие отношения.

Куратор признает, что времени на подготовку выставки было мало, поэтому не удалось отсмотреть много работ художников на «сердечную» тему, тем более предложить им создать произведения специально для данного проекта. Небольшое число участников избавило выставку от пестроты, многословности, которыми часто грешат групповые показы.

Поколение пятидесятилетних представляют выпускники Академии художеств Владимир Якобчук и Олег Ильдюков. Абстрактная картина Якобчука «Лабиринт сердец» – метафора сложных человеческих отношений, показанных языком классического модернизма.

Ильдюков получил диплом архитектора, но сразу выбрал путь станкового графика. Художник объединил свои композиции на вечную тему взаимоотношений женщины и мужчины со стихами поэта Елены Мортко. Слова – «Ну появись, пожалуйста, в Сети...», «Скинь смс «Прощай» на трех строках...» могут относиться к любому персонажу, художник не иллюстрирует текст напрямую. Но, предпочитая изображать женщин, вероятно, вкладывает текст в уста мужчин.

Центр выставки – инсталляция «Точка невозврата» и получасовое видео «Плоть» Ильи Селецкого. Художник из поколения тридцатилетних учился кино и фотографии, работал перформансисом и режиссером в уличном театре. «Точка невозврата», по сути, небольшой спектакль, который разыгрывают хрупкие сердца, созданные из керамических материалов. Когда они сливаются воедино, образуя дуэты, трио, квартеты, их положение, как объясняет куратор, в любви, в семье, в коллективе – устойчиво. Одинокое сердце падает и разбивается вдребезги. В «Плоти» тщательно и подробно под барочную музыку показан странный обряд – руки оставшейся за кадром женщины-хирурга разрезают на доли кусок мяса, чтобы потом сшить из них сердце. Вопрос в том, чье оно будет.

Юные Надежда Косинская и Станислав Валитов находятся в самом начале арт-карьеры, участие в «Сердцах», скорее, аванс, выданный им музеем и куратором. Объект «Неразделенное чувство» – образ сердца, которое никак не сможет вырваться из прочных пут и занять место, которое, кажется, уготовано ему судьбой.

Простая истина – «любовь окрыляет» позволила Косинской в картине Love посадить своих персонажей на воздушный шар в форме сердца и отправить в путешествие по жизни.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.


Комментарии