Только на сайте

Давид Голощекин: Талант раскрывается в свободе

11 марта на сцене петербургского Театра эстрады им. А. Райкина (Большая Конюшенная, 27) состоится премьера необычной программы – «От романса к джазу». Концерт станет настоящим подарком для ценителей музыки: на сцену выйдет талантливая джазовая вокалистка Юлия Касьян, а также Давид Голощекин вместе со своим знаменитым ансамблем.

Давид Голощекин: Талант раскрывается в свободе | Фото пресс-службы Театра эстрады им. А. Райкина

Фото пресс-службы Театра эстрады им. А. Райкина

Основатель петербургской Филармонии джазовой музыки, народный артист России Давид Семенович Голощекин встретился с нами накануне концерта, чтобы поговорить о своей юности, о «колыбели» ленинградского джаза и о лучшем в природе музыкальном инструменте.

- Давид Семенович, вы – частый гость на сцене Театра эстрады. Чем это место так для вас притягательно?

- Вы себе даже не представляете, что значил для Ленинграда этот театр. Во времена моей молодости в городе было два таких центра притяжения: БДТ Георгия Товстоногова и Театр эстрады и миниатюр Аркадия Райкина. Каждый в своем жанре – номер один.

Аркадий Исаакович Райкин был великим артистом, я видел его выступления неоднократно, ходил на его спектакли – благо жил я тогда совсем рядом, на Мойке, 42. Билетов порой было не достать! Театр при Райкине был самой престижной, самой прогрессивной концертной площадкой. Все лучшее, связанное и с эстрадой, и с джазом – было там.

- Именно в Театре эстрады выступали джазовые коллективы Леонида Утесова и Олега Лундстрема...

- Это место можно назвать «колыбелью» ленинградского джаза! Причем именно «официального» джаза, не подпольного. Подпольно тогда существовал джаз-клуб «Квадрат», который недавно отметил свое 50-летие.

Вообще джаз впервые официально зазвучал в ДК имени Дзержинского, при милицейском клубе! Его директор был другом моего отца. Он узнал, что меня никуда не берут на работу – я считался диссидентом, пропагандирующим буржуазную идеологию. Я тогда ни в ресторане, ни на танцах не мог выступить... А он вдруг предложил мне собрать эстрадный ансамбль, чтобы выступать перед милицией! Представляете, мы с друзьями-музыкантами ездили по райотделам, по милицейским общежитиям. Не было в городе ни одного постового, который бы не знал нас!

- Милиционеры слушали джаз?

- В ДК имени Дзержинского был очень прогрессивный директор. И очень смелый. Здесь разрешали выступать артистам, которым тогда было непросто: Михаилу Жванецкому, Александру Розенбауму, Владимиру Высоцкому... Представляете, что это значило в то время? Мои первые джазовые концерты прошли именно на этой площадке. Они назывались «Два часа джаза». Наш коллектив стал известен в городе. Конечно, в большей степени в молодежной среде, среди студенчества.

- А потом пришел черед Театра эстрады?

- Да, Владимир Фейертаг, легендарная личность для всех любителей джаза, договорился с директором этого театра о целой серии концертов под названием: «Знакомьтесь, ленинградский джаз!». Так впервые состоялись мои выступления на самой престижной площадке города. С тех пор где-то в течение лет семи мы с друзьями регулярно давали концерты в этом прекрасном театре. И попасть на них было очень непросто: очередь стояла по улице Желябова (ныне – Большая Конюшенная) и до Невского проспекта, все спрашивали друг у друга лишние билетики. Мои поклонники до сих пор вспоминают это время.

Так что Театр эстрады – это и моя «колыбель», место, где я впервые имел возможность выступить публично, с официальными афишами по городу. Честно могу сказать, я дорожу этой памятью. И всегда с радостью возвращаюсь на эту сцену. Поэтому с начала нового сезона мы с театром запустили особый проект – «Филармония джазовой музыки представляет...».

- Расскажите, пожалуйста, что это за проект?

- В его рамках мы с музыкантами будем давать на сцене театра очень необычные и оригинальные концерты. Не все свои задумки я могу реализовать в Филармонии джазовой музыки, ведь публика приходит туда слушать именно джаз, и я в какой-то степени ограничен «форматом». Театр эстрады – площадка более демократичная, где я могу позволить себе пойти на эксперимент.

- Скажите, а публика, которая приходит на концерты в Филармонию джазовой музыки и в театр, отличается друг от друга?

- Отличается! Начнем с того, что в Джазовой филармонии люди сидят за столиками, там атмосфера другая, более комфортная, расслабленная. Люди приходят большими компаниями, обмениваются впечатлениями, и порой во время выступления раздается шепот... Сидеть в театре, в зрительном зале – это слушать концерт! И эта атмосфера меня даже больше устраивает, чем мой зал на Загородном проспекте, хотя я его, конечно, люблю. 

Когда я выступаю на других площадках, то всегда думаю: какая публика придет, чем ее заинтересовать? Очень важно, чтобы эти концерты действительно отличались от моих выступлений в Филармонии джазовой музыки, чтобы программа была новая, необычная. 

- Какая программа ждет слушателей концерта «От романса к джазу»? 

- Знаете, меня часто называют «мультиинструменталистом». Не люблю это определение, но никуда не денешься – я действительно играю на многих музыкальных инструментах: фортепиано, саксофон, флюгельгорн, скрипка, контрабас, ударные... Но считаю, что в природе нет лучшего музыкального инструмента, более тонкого и более совершенного, чем человеческий голос.

Концерт, который пройдет 11 марта, станет бенефисом Юлии Касьян. Это талантливая джазовая вокалистка, солистка нашего ансамбля, лауреат многих международных конкурсов. Юлия получила классическое музыкальное образование, и ей под силу исполнить и академическую оперную партию, и старинный романс, и джазовую балладу. Поверьте, таких исполнителей очень немного! Не каждому классическому вокалисту дано исполнять джаз, и не каждый джазовый вокалист, даже при наличии прекрасных вокальных данных, споет старинный русский романс.  Вот этот редкий дар молодой певицы мы и хотим продемонстрировать публике.

- Название концерта – «От романса к джазу» – может поставить любителей музыки в тупик. Сложно представить столь отличные друг от друга жанры!

- Романс и джаз сближает... свобода. Свобода подхода к материалу и свобода трактовки. И джаз, и романс поют так, как чувствуют. Вы заметили, что один и тот же романс в исполнении разных артистов звучит по-разному? Эти два жанра сближает то, что в них ярче проявляется индивидуальность исполнителя. Талант раскрывается в свободе!

Романс – это наша традиция, это важная часть российской культуры. Я  не знаю ни американских, ни английских, ни французских романсов. Шансон – это совсем другое! Искусство романса, мне кажется, до сих пор любимо многими почитателями музыки. Но сейчас этот жанр незаслуженно стоит в стороне. Это несправедливо, неправильно.

- Что ждет публику? Романсы в джазовой интерпретации?

- Ни в коем случае! В последнее время стало модно исполнять романс в джазовой обработке. Или же петь романс в эстрадной манере. На мой взгляд, это «кич», это несоблюдение законов жанра, его искажение. Границы жанров постепенно стираются, что дезориентирует публику. Это очень волнует меня, как музыканта. Мы попытаемся вернуться к...  первозданности жанра. 

У нас будут два абсолютно разных отделения. Первое – это старинные русские романсы. Аккомпанировать Юлии Касьян будут джазовые музыканты нашего ансамбля, но играть они будут в стилистике романса, соблюдая все традиции этого музыкального жанра. Никаких джазовых приемов публика не услышит! А во втором отделении прозвучат произведения из репертуара классиков джазового вокала.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?