«Дарить зрителям свет, а не темноту»

Сегодня в Выборге на кинофестивале «Окно в Европу» в рамках основного конкурса «Осенние премьеры» состоится показ полнометражного дебюта актрисы и режиссера Ксении Баскаковой «Птица». Эта история начинается в клинике, где проходит лечение скандально известный рок-музыкант Олег Птицын (в этой роли – Иван Охлобыстин). С ним пытается подружиться одинокая девочка-подросток с трудным характером...

С Ксенией БАСКАКОВОЙ, которая закончила актерский факультет ГИТИСа, сценарный и режиссерский факультеты ВГИКа, беседовала о ее картине корреспондент Ольга МИНАЕВА.

«Дарить зрителям свет, а не темноту» | Евдокия Малевская и Иван Охлобыстин — исполнители главных ролей в фильме «Птица». ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Евдокия Малевская и Иван Охлобыстин — исполнители главных ролей в фильме «Птица». ФОТО предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

– Прежде всего хочется узнать, кому адресован этот фильм?

– Эта картина предназначена для широкой аудитории зрителей. Мы уже делали закрытые показы, чтобы понять, как относятся зрители к нашему фильму. И получили большое количество положительных отзывов. В фильме много музыки. Это семейное доброе кино.

– Сначала фильм назывался «Девочка и птица», теперь – просто «Птица». С чем связано такое решение?

– С тем, что, называя фильм «Девочка и птица», мы сразу ограничиваем картину, придаем ей какой-то бытовой характер. Впрочем, сценарий был изменен, сначала его написала Ярослава Пулинович, затем он претерпел изменения, внесенные сценаристом Андреем Румянцевым, ну и я приложила руку. Мы решили все-таки сделать более ассоциативное название, для того чтобы не ограничивать фантазию зрителя.

– В кинокартине много поп- и рок-музыки, и даже группа «Пикник» записала саундтрек к фильму. Каких еще известных исполнителей можно услышать в картине?

– «Наутилус-Помпилиус», «Мумий Тролль», Александр Пантыкин (наш композитор, который является «дедушкой» уральского рока), Андрей Федечко (питерский музыкант). Еще несколько исполнителей – молодые питерские группы. Музыка у нас разнообразная – не только рок. Нередко приходилось фантазировать и изобретать что-то свое.

– А исполнитель главной роли рок-музыканта Иван Охлобыстин был задействован в фильме исключительно как актер? Я читала, что он мог позволить себе импровизировать и вносить в сценарий что-то свое.

– Иван Охлобыстин – невероятный, о-о-очень талантливый человек. Он необыкновенный, и я счастлива, что мне довелось с ним работать. И по духу Иван Иванович настоящий рокер. Как мы уже выяснили, во время съемок в сценарий вносились небольшие изменения. Предложения были у Ивана Ивановича, и, когда они возникали, мы садились и обсуждали, насколько это подходит/не подходит картине. Он долго готовился к этой роли и действительно внес много своего.

– А как вы выбирали главную героиню? Я знаю, что ее сыграла юная звезда телешоу «Голос. Дети» Евдокия Малевская.

– Где-то около тысячи девочек пришли на кастинг на эту роль. На главные детские роли всегда очень большой кастинг, потому что найти талантливого ребенка, который сможет сыграть, выдержать этот сумасшедший ритм и подойдет на роль, очень проблематично. Роль сложная, требующая самоотдачи и таланта. Поэтому мы долго выбирали детей. После основного кастинга у нас помимо Дуси остались еще четыре кандидатки, с которыми мы раз восемь устраивали дополнительные пробы. Ведь главная роль – большая ответственность. И, конечно, Дусе еще очень повезло с партнером, потому что Ваня ей помогал эмоционально и по-человечески, подбадривал, поддерживал. Она большая молодец, справилась с ролью.

– Я слышала, что на следующий день после окончания съемок Иван Охлобыстин даже стал крестным отцом Дуси Малевской.

– Да, я очень рада, что Дуся благодаря нашей картине была еще и крещена. Это здорово!

– Вспомните, пожалуйста, что-нибудь любопытное про съемки.

– Для съемок сцен, которые происходят в офисе рок-группы, нам дали возможность снимать в шикарном кабинете в здании одного из банков: мрамор, фонтаны, статуи... И вот большая часть сцены уже отснята, все уже в веселом расположении духа. Но вдруг, из-за того что световой прибор стоял рядом с датчиком температуры, включилась система пожаротушения. Включилась она по всему этажу. Вся группа, в том числе главные герои в игровых костюмах, реквизит, техника оказались под проливным дождем... Наконец, отключили все съемочное оборудование, а мы стоим в воде и смотрим на ливень, который идет в кабинете. В какой-то момент понимаю, что надо взять инициативу в свои руки: я сняла кофту и начала ею собирать воду. Нашли какие-то тазики, пылесос, вся группа стала снимать с себя каждый что мог (потому что тряпок там не было, выходной день в банке и никого, кроме нас и охраны, на работе не было). В итоге все мокрые, хохочут, потому что грязные, кто-то ловит воду прямо у потолка. И вдруг мне звонит генеральный директор и спрашивает, что у нас там происходит? «Да тут все нормально»... Они говорят, что выезжают к нам. Я понимаю, что это видеть нельзя... Можете себе представить, какое было лицо у всех наших руководителей, которые зашли в этот крутой кабинет, а вся группа чумазая, мокрая, тазами ловит воду. Мы утопили шесть этажей вниз... Сушили пол и потолок фенами гримеров. Очень долго пришлось оправдываться, но люди поняли, вошли в положение и нас простили. Нам удалось все привести в более-менее приемлемый вид и продолжить съемки. Мы назвали это «день мокрых маек».

– По прошествии времени как вы оцениваете свою работу? Все удалось?

– Я очень благодарна своим актерам, у меня была суперсъемочная группа, настоящая команда единомышленников. Мне кажется, мы все-таки справились с задачей, которую перед собой ставили. Хотелось сделать светлое жизнеутверждающее кино. Мой учитель Александр Бородянский научил меня: «Давайте людям свет, а не темноту». И этот урок стал моим кредо. Потому что хочется верить в сказку, которая, кстати, всегда нас окружает, просто мы порой не видим эти чудеса.

– Когда все желающие смогут посмотреть, что у вас получилось?

– После фестиваля «Окно в Европу» в Выборге мы будем показывать картину на фестивале «Амурская осень», также ведутся переговоры с несколькими фестивалями. На широкие экраны планируем выйти в октябре, сделаем премьеру в Петербурге и Москве.

– Наверняка вы уже думаете над следующим фильмом...

– Иван Охлобыстин написал замечательный и актуальный сценарий – «Запах фиалки», и мы занимаемся разработкой этого проекта. Часть истории происходит в Сирии во время военных действий. Кандидат на главную роль Никита Ефремов читает сценарий. И наш генеральный продюсер, генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин ведет переговоры с иностранными партнерами.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 145 (5762) от 10.08.2016.


Комментарии