Дамы любят резные камни

В отреставрированном Зале резных камней Эрмитаж представил постоянную экспозицию «Античная глиптика. Геммы Древней Греции и Рима XV века до н. э. - V века н. э.».

Дамы любят резные камни | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Экспозиция камерная, я бы сказала, женская, - отметила заведующая отделом античного мира Анна Трофимова, - вещи маленькие, красивые. Я горжусь тем, что нам удалось сохранить роскошный неогреческий стиль зала, созданный Лео Кленце, и впервые показать камни так, что зритель видит на них изображение. Крошечные камешки, но резьба безупречная.

Резные камни во все времена нравились женщинам. Ими была страстно увлечена Екатерина II. Она покупала их у знатных европейских и русских семей, чем заложила основу одного из лучших в мире по качеству собраний - эрмитажному. Правда, большую его часть публика не видела.

В последний раз музей показывал резные камни в 1970-е годы, но недолго и в небольшом количестве.

Обновленная экспозиция развернута в зале, порог которого последние сорок лет посетители музея не переступали. Здесь размещались кабинеты сотрудников и хранилища отдела античного мира. Год назад они перебрались в специально оборудованные помещения Запасного дома Зимнего дворца на Дворцовой набережной. В Зале резных камней Нового Эрмитажа началась реставрация.

Зал роскошный, с интерьерами, разработанными Лео фон Кленце: наборные полы, роспись на потолке и стенах, в лепных медальонах профили старых мастеров...

Почетное место по праву занял шкаф, изготовленный знаменитым мебельным мастером Давидом Рентгеном по заказу Екатерины II, для хранения резных камней. Для той же цели фон Кленце разработал роскошные витрины редкой формы со столешницами, опирающимися на фигуры бронзовых позолоченных грифонов. Гарнитур витрин воссоздан по историческому образцу, но оснащен современными системами освещения и сигнализации, что и позволило посетителям видеть камни на просвет и рисунок на них.

Искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях - глиптика - одно из самых древних. Хронологически выстроенная экспозиция демонстрирует, как это искусство развивалось во времени и пространстве, как люди разные камни любили, коллекционировали, публиковали... Самые ранние геммы датируются серединой II тысячелетия до н. э., поздние относятся к закату Римской империи.

Картину дополняет раздел, посвященный применению гемм в ювелирном искусстве, - броши, перстни, ожерелья. На видном месте знаменитая «Камея Гонзага» (на снимке).

Коллекционированию и изучению резных камней способствовали собрания слепков и копий. Они служили «фотографиями», которые просматривали, прежде чем купить коллекцию. Их хранили в специальных картонных книгах, рассматривали в лупу...

В экспозиции представлено свыше тысячи экспонатов, большая часть покинула хранилище впервые.

#резные камни #Эрмитаж #выставка

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?