Дамы любят резные камни

В отреставрированном Зале резных камней Эрмитаж представил постоянную экспозицию «Античная глиптика. Геммы Древней Греции и Рима XV века до н. э. - V века н. э.».

Дамы любят резные камни | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Экспозиция камерная, я бы сказала, женская, - отметила заведующая отделом античного мира Анна Трофимова, - вещи маленькие, красивые. Я горжусь тем, что нам удалось сохранить роскошный неогреческий стиль зала, созданный Лео Кленце, и впервые показать камни так, что зритель видит на них изображение. Крошечные камешки, но резьба безупречная.

Резные камни во все времена нравились женщинам. Ими была страстно увлечена Екатерина II. Она покупала их у знатных европейских и русских семей, чем заложила основу одного из лучших в мире по качеству собраний - эрмитажному. Правда, большую его часть публика не видела.

В последний раз музей показывал резные камни в 1970-е годы, но недолго и в небольшом количестве.

Обновленная экспозиция развернута в зале, порог которого последние сорок лет посетители музея не переступали. Здесь размещались кабинеты сотрудников и хранилища отдела античного мира. Год назад они перебрались в специально оборудованные помещения Запасного дома Зимнего дворца на Дворцовой набережной. В Зале резных камней Нового Эрмитажа началась реставрация.

Зал роскошный, с интерьерами, разработанными Лео фон Кленце: наборные полы, роспись на потолке и стенах, в лепных медальонах профили старых мастеров...

Почетное место по праву занял шкаф, изготовленный знаменитым мебельным мастером Давидом Рентгеном по заказу Екатерины II, для хранения резных камней. Для той же цели фон Кленце разработал роскошные витрины редкой формы со столешницами, опирающимися на фигуры бронзовых позолоченных грифонов. Гарнитур витрин воссоздан по историческому образцу, но оснащен современными системами освещения и сигнализации, что и позволило посетителям видеть камни на просвет и рисунок на них.

Искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях - глиптика - одно из самых древних. Хронологически выстроенная экспозиция демонстрирует, как это искусство развивалось во времени и пространстве, как люди разные камни любили, коллекционировали, публиковали... Самые ранние геммы датируются серединой II тысячелетия до н. э., поздние относятся к закату Римской империи.

Картину дополняет раздел, посвященный применению гемм в ювелирном искусстве, - броши, перстни, ожерелья. На видном месте знаменитая «Камея Гонзага» (на снимке).

Коллекционированию и изучению резных камней способствовали собрания слепков и копий. Они служили «фотографиями», которые просматривали, прежде чем купить коллекцию. Их хранили в специальных картонных книгах, рассматривали в лупу...

В экспозиции представлено свыше тысячи экспонатов, большая часть покинула хранилище впервые.

#резные камни #Эрмитаж #выставка

Комментарии