Дама с двумя собачками
В музейно-выставочном центре РОСФОТО открылась выставка «Образ русской усадьбы в фотографии» из собрания Государственного исторического музея. Впервые и почти на год раньше, чем в Москве, показаны 121 оригинальный отпечаток и три фотоальбома из богатого собрания фотографий крупнейшего музея России.

ФОТО предоставлено РОСФОТО
Первые усадебные фотографии относятся к 1860-м годам, это снимки подмосковных имений Никольское-Обольяниново, выполненные Мартином Шерером, и Никольское-Прозоровское, сделанные Михаилом Тулиновым. Самые поздние сделаны в 1920-е годы, когда на волне интереса к изучению уходящего усадебного наследия этой темой интересовались советские фотохудожники. Знаменитый Александр Гринберг представлен пиктореалистическими снимками «Заглохший пруд в Марфине», «Ворота в Ясной Поляне», «Лестница в Кучине».
Эти фотографии демонстрировались на знаменитой выставке «Советская фотография за 10 лет», которая состоялась в Москве в 1928 году. Пройдет совсем немного времени, и жестокий идеологический прессинг закроет научно-краеведческое Общество изучения русской усадьбы и усадебную тему в фотографии.
Интерес к ней возродится на волне перестройки, исторические фото способны помочь возрождению построек и парков. Хотя случаи научной реставрации усадеб по-прежнему единичны.
Как сообщила нашей газете Анастасия Васильченко, хранитель фотофонда ГИМа и куратор выставки, она разделена на три части – заказанная и парадная, документальная и любительская, художественная.
Скромные дома и огромные резиденции, аляповатые постройки и шедевры усадебной архитектуры, уютные парки и охотничьи угодья, великие князья и безвестные помещики, дамы, одетые по последней моде, и барыни, наряженные в крестьянские сарафаны, – вся панорама усадебной жизни отснята Петром Павловым, Александром Ивановым-Терентьевым, Алексеем Мазуриным, Николаем Петровым и другими мастерами фотографии.
Самый известный персонаж – Лев Толстой на семейной фотографии с женой и семью детьми, сделанной в 1892 году ателье «Шерер и Набгольц». В самом начале ХХ века фотограф Даниил Асикритов увековечил Зинаиду Юсупову в родовом имении Архангельское. К тому же времени относится знаменитый портрет Юсуповой кисти Валентина Серова из собрания Русского музея. Кинологи утверждают, что собаки на фотографии и на картине – разные.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 219 (5590) от 23.11.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии