Главная городская газета

Дадаисты в Главном штабе

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

На Елагином острове откроется летняя библиотека

21 июня в 15.00 в Петербурге стартует 7 сезон Летнего читального зала. Читать полностью

«Музыка войны и победы» прозвучит над Петропавловской крепостью

В День памяти и скорби, 22 июня, в 18.00 в Петербурге состоится традиционная музыкальная акция. Читать полностью

В Петербурге выступит «Сумасшедшая королева барокко»

Единственный концерт немецкой дивы сопрано в Северной столице состоится в Георгиевском зале Михайловского замка. Читать полностью

Не стало Станислава Говорухина

Российский и советский режиссер Станислав Говорухин скончался в санатории «Барвиха» после продолжительной болезни в возрасте 82 лет. Читать полностью

«Кинотавр» на петербургской волне

В Сочи прошла церемония закрытия 29-го Открытого российского фестиваля «Кинотавр». Смотр стартовал и завершился на «петербургских» нотах. Читать полностью

«Многогранный Петербург» заговорил на разных языках

Голоса были юны, сильны и свежи, а эмоциональность и проникновенность, с которой иностранные студенты петербургских вузов пели и декламировали стихи на русском языке, по-настоящему трогали и изумляли публику. Читать полностью
Дадаисты в Главном штабе |    Мерет Оппенгейм. «Белка».

Мерет Оппенгейм. «Белка».

Блестящую по подбору художников и произведений выставку «Дада и сюрреализм» открыл Эрмитаж в Главном штабе. 120 экспонатов из Музея Израиля рассказывают о двух центральных направлениях в искусстве XX века.

Когда в 1917 году Марсель Дюшан внес обычный писсуар в музейное пространство и назвал это массовое изделие промышленности «Фонтан», он совершил революцию в искусстве. Художник показал, что контекст (музейный зал) важнее текста (самого объекта). Любой предмет, помещенный в это пространство, становится произведением искусства.

Это открытие оказало большое влияние на искусство прошлого века. Концептуализм родом из «дада». От дадаистов пришло понимание произведения как системы ссылок вне зависимости от используемых художником материалов, будь то привычная картина или колба с парижским воздухом, как у того же Дюшана. Система ссылок на время, на общественную ситуацию... Без учета контекста работа часто не считывается.

«Реди-мейды» Дюшана в авторских повторениях 1964 года: «Фонтан», «Велосипедное колесо», «Вешалка для шляп», «Сушилка для бутылок», «В предчувствии сломанной руки» или «Лопата для уборки снега» и, конечно, репродукция Моны Лизы с пририсованными усиками и бородкой, стали эпиграфом к выставке. Первой в России, специально посвященной дадаистам и сюрреалистам, работ которых почти нет в наших музеях.

В основе собрания Музея Израиля — дары американских коллекционеров, они приобретали вещи в то время, когда цены на них еще не были заоблачными. Важно, что вместе с Дюшаном, Арпом, Миро, Дали, Дельво, Магриттом, Эрнстом показаны менее известные авторы — Янко, Лам, Браунер, Оппенгейм, Беллмер.

Словом «дада» во французском языке обозначается простая детская игрушка, голова лошади на деревянной палке. Его выбрал поэт Тристан Тцара, автор манифеста дадаистов, чтобы обозначить «ничто». Это был протест против сытой многословной буржуазной культуры.

На самом деле дадаисты сделали много. Кроме концептуализма они породили сюрреализм, ассамбляжные техники, автоматическое письмо, повлияли на язык скульптур Александра Кальдера, создававшего висящие объекты-скульптуры (один пример показан на выставке), на фотографию Ман Рэя — одного из лидеров дада. Его фотографии интересно рассматривать и как документ, и как художественное произведение.

Обратим внимание на коллаж Вильфредо Лама и Виктора Браунера «Марианна» 1940 года. Художники, бежавшие от нацистов на юг Франции, создают символ страны, комбинируя иллюстрации из книг с изображениями пороховых погребов и людей, живущих в лесу. Через год появится движение Сопротивления.

Объект «Полукукла» Ханса Беллмера без лица, с одной рукой и ногой — протест против нацистских расовых теорий.

Через два года — столетие дадаизма. Художники и поэты впервые собрались в Цюрихе в кабаре «Вольтер» в 1916 году. Этому событию будет посвящена следующая «Манифеста 11».

Существует легенда, что в «Вольтере» Ленин и Тристан Тцара играли в шахматы. Но скоро их пути навсегда разошлись.

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook