Дачный сезон в Петергофе

В Фермерском дворце парка «Александрия» ГМЗ «Петергоф» развернул экспозицию «Петергофские дачники». Она посвящена летнему отдыху жителей нашего города в ХIХ – начале ХХ века.

 Дачный сезон в Петергофе | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Чтобы воссоздать дачную атмосферу рубежа веков, сотрудники ГМЗ «Петергоф» год работали с архивными материалами, просматривали книги, журналы, газеты столетней давности.

Погода не испортила праздник. Гостей встречали сотрудницы музея в белых нарядах и соломенных шляпках, угощали чаем с вареньем, дарили полевые цветы. Варенье из местного крыжовника варили здесь же в большом медном тазу. Приглашенные любовались ухоженным садом, наблюдали за игрой в крокет, снимались у ретрофотографа.

Фермерский дворец не в состоянии вместить одновременно несколько десятков гостей. Он строился в расчете на одну высокородную семью. На первом этаже здания и воссоздана обстановка жилых покоев Александра II и его семьи. Полтора десятка небольших комнат над ними вместили новую экспозицию.

Привычное сегодня понятие «дача» – загородный дом для летнего отдыха горожан – возникло во второй половине ХIХ столетия. Мода на дачную жизнь в нашем городе пошла от императорской семьи. В Петергофе проводили лето несколько поколений Романовых. Вслед за ними в теплое время года сюда перебирались и представители разных слоев общества: императорская свита, аристократы, чиновники, интеллигенция, состоятельные горожане.

На одной улице могли жить и встречаться известный химик, важный сановник, композитор... Кто-то продолжал вести светскую жизнь, получал приглашения на обеды и приемы при дворе. Все без исключения отдавали дань простым дачным радостям: купались в заливе, катались на велосипедах, ловили рыбу, ходили в театр, на концерты, в гости, варили варенье, делали наливки... Рядом с летней императорской резиденцией существовал особый дачный мир, который притягивал людей разных сословий, категорий населения и классов.

Собственные дома строили и покупали люди состоятельные. Большинство горожан дачу арендовали.

Начинается экспозиция с большого стенда с изображением Петербурга ХIХ века. Уже тогда это был шумный, душный, многолюдный мегаполис. Вполне уместной кажется тумба, оклеенная газетами «Дачник», «Дачные вести», которая пестрит объявлениями о загородных домах, которые строились и сдавались в аренду.

Рассказ о дачной жизни развивается последовательно от вокзальной суеты к тихим радостям загородного отдыха. Триста музейных предметов – мебель, костюмы, утварь – помогают обозначить нужную атмосферу. Проходя из комнаты в комнату, посетитель получает представление о том, как происходил и сколько стоил переезд на дачу – по воде, поездом или в повозках. Он попадает в загородную мастерскую художника, кабинет аристократа, дамский будуар. Не забыта важная часть дачной жизни – мода. Дважды появляться на людях в одном платье было не принято. Отдельный и очень важный раздел – дети на даче: их мебель, игры, книги, игрушки. Продолжение экспозиции – детская пожарная каланча на улице возле дворца.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 148 (5765) от 15.08.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?