Да, мы смеялись в то страшное время
Дочь блокадного художника-тассовца Василия Селиванова Инна Васильевна практически завершила объемный труд, о котором мечтал еще ее отец, – «Окна ТАСС» в Ленинграде в Великой Отечественной войне».

ФОТО BluOltreMare/shutterstock.com
Инна Васильевна рассказала, что в структуру книги войдут и собственно история ТАСС, и биографические очерки обо всех до единого художниках, работавших в «Окнах ТАСС» в блокадном Ленинграде, и такие же очерки обо всех поэтах, писавших сатирические стихи, делавших подписи под плакатами. «Я пишу не только об известных, но абсолютно обо всех, кто хоть слово написал для «Окон ТАСС», – говорит Инна Васильевна. Также в книге будут два подробных жизнеописания – поэта, прозаика, военкора газеты «На страже Родины» Виссариона Саянова и Израиля Анцеловича – руководителя Ленинградского отделения ТАСС во время Великой Отечественной войны.
Инна Васильевна напомнила, что об ее отце Василии Селиванове ей уже удалось в 2006 году издать небольшую книгу «Рядовой блокадной эпопеи художник Василий Селиванов». В Ленинграде – Петербурге выходили книги и альбомы о художниках города-фронта. Но вот такого подробнейшего труда, который создала Инна Васильевна, нет. «Если бы меценаты смогли материально поддержать издание, то Российская национальная библиотека была бы им очень благодарна», – сказал Антон Лихоманов, генеральный директор РНБ. Но на вопрос, есть ли надежда на бюджетное финансирование издания, затруднился ответить.
Антон Лихоманов напомнил, что Российская национальная библиотека обладает уникальной коллекцией – 40 тысяч единиц хранения – книг, плакатов, открыток и других печатных изданий времен блокады Ленинграда. Директор РНБ напомнил, что практически все эти издания оцифрованы и доступны на сайте РНБ: «И это очень важный материал для петербургских учителей, да и не только для петербургских...».
Вот тоненькие книжечки, изданные в блокадном городе, – «Пулковский меридиан» Веры Инбер, «Ленинградская поэма» Ольги Берггольц. Именно Берггольц оставила нам свидетельство о том, что и «Окна ТАСС» были Ленинграду необходимы: «Да, да, мы смеялись в то страшное время, и это отнюдь не был «юмор висельников»! Если хотите, в какой-то мере мы стремились следовать «грозному смеху» Маяковского. Мы высмеивали паникеров, болтунов, лодырей – всех, кто как редкие, но отвратительные инородные тела появлялись в суровом и чистом ленинградском коллективе. И, уж конечно, опрокидывали на проклятых фашистов целые Ниагары сарказмов, иронии, поношений и издевательств – то есть всего того, чего они были достойны, не считая, разумеется, священной и раскаленной ненависти нашей, отвращения и презрения».
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 166 (5539) от 08.09.2015.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии