Чувства отгорели, эмоции остались

Спасибо людям, задающим вопросы. Они помогают увидеть в кажущемся простым скрытую в глубине сложность. Подталкивают к поиску смыслов слов, а значит, явлений. Например, вопрос: «Чувства и эмоции – это одно и то же? Правильно ли употреблять эти слова как синонимы?».

Чувства отгорели, эмоции остались | ФОТО Asaf Eliason/shutterstock.com

ФОТО Asaf Eliason/shutterstock.com

Самые точные ответы знают специалисты, потому начнем со словаря «Психология», где чувства определяются как «одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности». Характеризуя чувства, автор статьи акцентирует идею их устойчивости. «Только став предметом устойчивых чувств», наши знания, представления о морали, идеалы «становятся реальными побуждениями к деятельности». Формирование чувств – необходимое условие становления человека как личности.

В отличие от устойчивых и глубоких чувств эмоции ситуативны и поверхностны. Это наша мгновенная реакция на внешние и внутренние раздражители. В процессе развития человека сначала появляются и проявляются эмоции, а уже потом, «по мере развития индивидуального сознания», на их основе формируются чувства.

При этом слово «чувство» в нашем языке возникло намного раньше «эмоции». В «Историко-этимологическом словаре» П. Я. Черных написано, что оно появилось в древнерусском языке в XI веке и производно от общеславянского слова, переводимого как «слышать», «внимать», «осознавать», «бодрствовать». Исторически родственными для «чувства» оказываются слова «чуять», «чутье» и «чуткий». Если же копнуть еще глубже, то откроется связь с греческим названием жреца в самофракийских таинствах и древнеиндийским «мудрецом». Слово «эмоция» у нас известно с конца XIX века, когда было заимствовано из французского, где в свою очередь появилось на основе латинского слова, обозначавшего «движение» и «душевное движение».

В 80-е годы прошлого века слово «чувство» стало уходить из активного употребления, уступая место своему кажущемуся синониму. Именно с тех пор стали спрашивать: «Какие эмоции это вызывает?». И говорить о ярких, противоречивых и негативных эмоциях. Эмоции стали бить через край, перехлестывать, их стали выплескивать. Появились призывы сдерживать эмоции, отбросить их, усмирить... Понятно, что все эти примеры употребления стремительно становившегося популярным слова – из устной и газетной речи и позаимствованы из Национального корпуса русского языка. Увы, в «поэтическом» подкорпусе ничего достойного внимания со словом «эмоция» нет. Только склонный к прозаизмам Борис Слуцкий отметил: «Надоели эмоции нации».

Зато как интересно следить за жизнью в поэтической речи «чувства» и видеть, как сквозь слова проступает время. От чувства «приятной меланхолии», «истинных, глубоких» чувств начала века XIX – до чувств «беспокойства и страха», одновременных с чувством «глубокого удовлетворения» в конце XX столетия. Какие разные, оказывается, чувства у разных поэтов и как это точно их характеризует. «Чувство локтя, чувство цепи» у Слуцкого, и у него же «глухое чувство справедливости». Переходящее из одного стихотворения в другое «чувство вины» у Твардовского. «И чувство, что вовек не будешь дома» – у Ахматовой.

Разумеется, не все так грустно. И есть «особенное чувство//добра, тепла, покоя, полусна» у Давида Самойлова; и у него же «чувство листопада» и «чувство движения к небу».

От «чувства» любивший и умевший изобретать слова Н. М. Карамзин образовал «чувствительность», которая мгновенно вошла в моду и стала неотъемлемой чертой жизни и культурного сознания. Чувствительные молодые люди становились чувствительными читателями чувствительных романов. Кюхельбекер называл Пушкина «чувствительным певцом», а их общий друг Жуковский утверждал: «Чувствительность есть откровенье!».

«Чувствительный век» прошел довольно быстро и сменился ироническим отношением к слову и обозначаемому им явлению. Некрасов желчно припечатал: «холуй чувствительный», – и век спустя ему отозвался Домбровский: «чувствительный, трусливый, малодушный добряк».

Когда-то давно «горели чувства» – любви, чести, свободы... Сегодня «зашкаливают эмоции» – по большей части отрицательные. В 80-е годы прошлого века, как раз тогда, когда одно слово вытеснялось другим, Александр Сокуров снял фильм «Скорбное бесчувствие». В электронной лекции для студентов-медиков я прочитала, что такой диагноз часто ставят после войн, реформ и всяческих потрясений. Кажется, пора пересмотреть фильм.

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 099 (5472) от 04.06.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...