Чудо-фигуристка снова на льду. На киноэкраны вышел биографический фильм «Роднина»

По случаю 8 Марта спортивное кино России делегировало на экраны страны картину «Роднина» (0+). В основу сценария легла автобиографическая книга непобедимой фигуристки «Слеза чемпионки» (6+), а значит, события спортивной карьеры (и личной жизни) Ирины Родниной преподнесены на экране в ее собственной интерпретации. И выбраны были, судя по всему, именно те эпизоды и старты, которые рекомендовала она сама. Что и обнадеживало, и настораживало…

Чудо-фигуристка снова на льду. На киноэкраны вышел биографический фильм «Роднина» | Кадр из фильма «Роднина»

Кадр из фильма «Роднина»

Забегая вперед, отмечу, что мы увидели только четыре соревнования с участием Родниной: чемпионат СССР-1969 (первая ее медаль на высоком уровне), чемпионат Европы-1969 (первый титул), чемпионат мира-1973 (с отключением музыки во время произвольной программы) и Олимпиада-80 (пос­ледний старт в карьере). Огромное количество интереснейших фактов спортивной биографии титулованной фигуристки остались, к сожалению, за кадром.

История Ирины начинается в 1955 году, и создателям фильма с ходу удалось избежать крупных ляпов, чем так грешит ретродейст­вительность на наших экранах. И вот мы переносимся в самое начало ее триумфального шествия. Зрителям старшего возраста хорошо известны успехи чудо-фигуристки, так как в те времена миллионы людей не пропускали ни одной трансляции с турниров по фигурному катанию. Без преувеличения можно сказать, что телеэкран был тогда нашим «окном в Европу». В не меньшей степени, чем катание, мы рассматривали зрителей на трибунах и рекламные надписи на бортах. А дальше без конца радовались ее успехам. Как и наперебой судачили о личной жизни Родниной.

Казалось, сценаристы, проявив тактичность, обойдут стороной историю звездной пары Роднина — Уланов, но этого не произошло, от чего фильм только выиграл. Одобрение вызывало и то, что роль первого прославленного партнера Ирины была доверена популярному петербургскому актеру Федору Федотову, главной звезде фильма «Серебряные коньки». Он с детства серьезно занимался хоккеем, становился победителем различных соревнований. А в последние годы прославился в шоу «Ледниковый период», где был партнером и олимпийской чемпионки Татьяны Волосожар, и двукратной чемпионки мира Евгении Медведевой. Актерские же качества Федотова никаких сомнений не вызывали.

И раз в кадре есть Алексей Уланов, то следовало ожидать и появления легендарного тренера Станислава Жука, роль которого была доверена сверхавторитетному ныне Евгению Ткачуку, одному из самых популярных артистов России. Не знаю, как остальным зрителям, но мне его работа в фильме показалась главной. Правда, ему было, как говорится, «что играть», ведь речь идет об одной из самых противоречивых фигур в истории советского спорта. Его отстраняли от работы, делали невыездным, обвиняли в аморальном поведении, но в народе Жука по‑прежнему любили, что бы ни передавалось о нем из уст в уста.

И тут я снимаю шляпу перед режиссером Константином Статским и командой сценаристов. Уж чего не знал, так о любви, вспыхнувшей между учителем и ученицей. Кого‑то, конечно, может и возмутить такая вольная трактовка, но мне представляется, что в фильме все выглядело очень естественно и трогательно.

На экране великое множество персонажей, реальных и не очень, но в этой актерской палитре мне бы хотелось выделить… Алексея Ягудина, другого нашего прославленного фигуриста, которому была поручена отрицательная роль тренера соперников нашей пары. Вот уж чего мы не ожидали увидеть, так это Алексея-киноактера, скрывшегося от зрителей с помощью очков и усов. Причем настолько умело, что, судя по невольно подслушанным мною после сеанса разговорам между зрительницами, даже они, поклонницы фигурного катания, не узнали Ягудина на экране.

Однако с отрицательными персонажами создатели фильма явно перестарались. Самовлюбленным и крайне высокомерным был преподнесен зрителям легендарный ленинградский фигурист Олег Протопопов, который явно того не заслуживал. Прекрасный артист Даниил Воробьев отлично справился с такой задачей, но, может быть, все‑таки стоило сказать, что речь идет о двукратном олимпийском чемпионе и четырехкратном чемпионе мира, о кавалере двух орденов Красного Знамени, о фигуристе-новаторе, а не просто о слабом и завистливом сопернике Родниной?

В принципе к исполнителям ролей второго плана мало претензий, хотя их персонажи наверняка вызовут волну споров. Будут и нарекания в отношении шаблонности. Действительно, пора уже перестать изображать советских чиновников от спорта настолько карикатурно. А уж про знатоков фигурного катания и говорить не приходится. Обязательно достанется на орехи и исполнительнице главной роли — Владе Самохиной. Худо-бедно ее можно воспринимать как Ирину Роднину, но только внешность актрисы назойливо вызывала ассоциации со сверхмодной ныне Аней Тэйлор-Джой. Влада просто мистически похожа на актрису, прославившуюся на весь мир исполнением роли гениальной шахматистки в «Королевском гамбите».

Пять лучших отечественных фильмов о фигурном катании

«Лед» (2018 – 2024 гг.), реж.: О. Трофим, Ж. Крыжовников, Ю. Хмельницкий

«Голубой лед» (1970 г.), реж. В. Соколов

«Чемпионы» (2014 г.), реж.: Дмит­рий Дюжев, Артем Аксененко, Алексей Вакулов

«Королева льда» (2008 г.), реж. Андрей Селиванов

«Фантазия на тему любви» (1981 г.), реж. А. Манасарова

Читайте также:

Кино на лопатках. На киноэкраны вышел казахский спортивный фильм «Борец»

Непоследний богатырь. Добиться успеха можно благодаря дисциплине, считает актёр Кирилл Зайцев


#Ирина Роднина #фигурное катание #кинематограф

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 43 (7865) от 12.03.2025 под заголовком «Чудо-фигуристка снова на льду».


Комментарии