Чудный человек из Ленинграда

Музей Достоевского в этом году начал проводить «Театральные встречи».

Чудный человек из Ленинграда |

Первым героем стал давний друг дома – известный актер театра и кино Сергей Дрейден. В свое время он озвучил аудиодиск «Прогулка с Достоевским», да так достоверно передал интонацию писателя, что посетители музея то ли в шутку, то ли всерьез удивляются: «Это сам Достоевский?!».

Кажется, Сергея Дрейдена смущают знаки зрительского внимания: он и цветы после спектаклей принимает как будто виновато, дескать, не мне это все предназначено, но, так уж и быть, передам. А хочется ему просто наблюдать жизнь из окошка ленинградской квартиры, описывать увиденное, обдумывать насущное, осмысливать вечное...

Сергей Дрейден, в сущности, представляет собой редкий тип артиста-философа. Чуткого артиста и ранимого философа. В таком образе он и предстал в тот вечер перед публикой. Скромно выставил себе стульчик, достал слегка потрепанную тетрадку, надел очки и стал читать стихи. Выбирал из самых любимых, записанных от руки в тетрадку: Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Олег Чухонцев. «Маленькую балладу» Роберта Бернса и его же трогательное «Пробираясь до калитки/полем вдоль межи/ Дженни вымокла до нитки вечером во ржи...». Это, конечно, привет Дж. Д. Сэлинджеру – актер поделился впечатлениями о недавно прочитанной книге Кеннета Славенски «Дж. Д. Сэлинджер. Человек, идущий через рожь». Осенью Сергей Дрейден исполнил роль Полковника в премьерном спектакле «Вино из одуванчиков» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева.

А еще он с упоением читал рассказ Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя», как будто сам на мгновение стал тем самым хулиганом Минькой или озорной Лелькой из рассказов писателя, ребенком бесстрашным и потому свободным.

Большую часть вечера Сергей Дрейден показывал проекции своих рисунков на большом экране (он обычно рисует на картонках, на простых листах, на том, что есть под рукой). Это рисунки-воспоминания родом из детства. Зарисовки, сделанные из окна ленинградской квартиры, откуда увезли отца на долгие пять лет. Автор показывал и рассказывал – про первый Новый год без папы и про то, как мама ездила в холодной электричке выступать в Зеленогорск, ей надо было содержать семью. Рисовал друзей и пуделя по имени Касьян; запечатлел, как задержался на свидании с подружкой и родители ушли в кино без него... Эпизоды давнего прошлого сохранились в памяти с фотографической точностью.

На другой серии рисунков – послевоенные годы, закулисье Камерного театра (отец актера Симон Давидович работал

завлитом у Александра Таирова). Алиса Коонен сказала: «Здравствуй, Сереженька!» – спросила, понравился ли ему спектакль «Чайка», где она играла Нину Заречную. Сереженька растерялся, поскольку Алису Коонен на сцене, видимо, не узнал...

Собравшиеся в небольшом зале друзья и знакомые все эти истории хорошо знали. «Театральная встреча» была интересна прежде всего молодым людям, которые слушали с любопытством, боялись упустить главное. Некоторые догадывались, что главное – в той маленькой тетрадке с рукописными стихами, и просили: «Прочтите еще что-нибудь оттуда, ладно?». Артист читал фрагменты пьесы «Мрамор» Иосифа Бродского (почти десять лет назад Сергей Дрейден и Николай Лавров играли в одноименном спектакле Григория Дитятковского; спектакль имел колоссальный успех, не сопоставимый с размерами крохотного зала галереи «Борей»). Зрители жадно ловили каждое слово, и все равно будто что-то ускользало не высказанное в словах, не запечатленное на бумаге.

Про Дрейдена пишут: «Актер, который не принадлежит никакому театру». Он умел обходиться без театра вовсе, потому что, где бы ни находился и чем бы ни занимался, он создавал вокруг себя театр – пусть даже как недостижимую мечту. Было время, когда он днем сочинял пьесы, а ночью работал шофером – развозил хлеб. Постоянно что-то сочинял, разыгрывал, пытался приспособить к жизни свой трагикомический дар. Сергей Дрейден и теперь так живет, так чувствует и дышит – в поисках своего режиссера, своей роли и чего-то главного из великой поэзии, из рукописной тетрадки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.