Чудный человек из Ленинграда

Музей Достоевского в этом году начал проводить «Театральные встречи».

Чудный человек из Ленинграда |

Первым героем стал давний друг дома – известный актер театра и кино Сергей Дрейден. В свое время он озвучил аудиодиск «Прогулка с Достоевским», да так достоверно передал интонацию писателя, что посетители музея то ли в шутку, то ли всерьез удивляются: «Это сам Достоевский?!».

Кажется, Сергея Дрейдена смущают знаки зрительского внимания: он и цветы после спектаклей принимает как будто виновато, дескать, не мне это все предназначено, но, так уж и быть, передам. А хочется ему просто наблюдать жизнь из окошка ленинградской квартиры, описывать увиденное, обдумывать насущное, осмысливать вечное...

Сергей Дрейден, в сущности, представляет собой редкий тип артиста-философа. Чуткого артиста и ранимого философа. В таком образе он и предстал в тот вечер перед публикой. Скромно выставил себе стульчик, достал слегка потрепанную тетрадку, надел очки и стал читать стихи. Выбирал из самых любимых, записанных от руки в тетрадку: Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Олег Чухонцев. «Маленькую балладу» Роберта Бернса и его же трогательное «Пробираясь до калитки/полем вдоль межи/ Дженни вымокла до нитки вечером во ржи...». Это, конечно, привет Дж. Д. Сэлинджеру – актер поделился впечатлениями о недавно прочитанной книге Кеннета Славенски «Дж. Д. Сэлинджер. Человек, идущий через рожь». Осенью Сергей Дрейден исполнил роль Полковника в премьерном спектакле «Вино из одуванчиков» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева.

А еще он с упоением читал рассказ Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя», как будто сам на мгновение стал тем самым хулиганом Минькой или озорной Лелькой из рассказов писателя, ребенком бесстрашным и потому свободным.

Большую часть вечера Сергей Дрейден показывал проекции своих рисунков на большом экране (он обычно рисует на картонках, на простых листах, на том, что есть под рукой). Это рисунки-воспоминания родом из детства. Зарисовки, сделанные из окна ленинградской квартиры, откуда увезли отца на долгие пять лет. Автор показывал и рассказывал – про первый Новый год без папы и про то, как мама ездила в холодной электричке выступать в Зеленогорск, ей надо было содержать семью. Рисовал друзей и пуделя по имени Касьян; запечатлел, как задержался на свидании с подружкой и родители ушли в кино без него... Эпизоды давнего прошлого сохранились в памяти с фотографической точностью.

На другой серии рисунков – послевоенные годы, закулисье Камерного театра (отец актера Симон Давидович работал

завлитом у Александра Таирова). Алиса Коонен сказала: «Здравствуй, Сереженька!» – спросила, понравился ли ему спектакль «Чайка», где она играла Нину Заречную. Сереженька растерялся, поскольку Алису Коонен на сцене, видимо, не узнал...

Собравшиеся в небольшом зале друзья и знакомые все эти истории хорошо знали. «Театральная встреча» была интересна прежде всего молодым людям, которые слушали с любопытством, боялись упустить главное. Некоторые догадывались, что главное – в той маленькой тетрадке с рукописными стихами, и просили: «Прочтите еще что-нибудь оттуда, ладно?». Артист читал фрагменты пьесы «Мрамор» Иосифа Бродского (почти десять лет назад Сергей Дрейден и Николай Лавров играли в одноименном спектакле Григория Дитятковского; спектакль имел колоссальный успех, не сопоставимый с размерами крохотного зала галереи «Борей»). Зрители жадно ловили каждое слово, и все равно будто что-то ускользало не высказанное в словах, не запечатленное на бумаге.

Про Дрейдена пишут: «Актер, который не принадлежит никакому театру». Он умел обходиться без театра вовсе, потому что, где бы ни находился и чем бы ни занимался, он создавал вокруг себя театр – пусть даже как недостижимую мечту. Было время, когда он днем сочинял пьесы, а ночью работал шофером – развозил хлеб. Постоянно что-то сочинял, разыгрывал, пытался приспособить к жизни свой трагикомический дар. Сергей Дрейден и теперь так живет, так чувствует и дышит – в поисках своего режиссера, своей роли и чего-то главного из великой поэзии, из рукописной тетрадки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 020 (5393) от 06.02.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?