Главная городская газета

Чудный человек из Ленинграда

Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

Фестиваль «Михайловское» прошел в Пушкинских Горах

Студенты Пушкинского театрального центра представили пушкиноогорцам свои премьерные спектакли. Читать полностью

«Петербург» в Театре на Васильевском

С драматургом Юлией Тупикиной - автором популярной пьесы - встретился автор «СПб ведомостей». Читать полностью

Первая балетная школа России отпраздновала юбилей

В течение трех дней на сцене Мариинского театра сдавали экзамен выпускники Академии русского балета имени А. Я. Вагановой.
Читать полностью

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью
Чудный человек из Ленинграда |

Музей Достоевского в этом году начал проводить «Театральные встречи».

Первым героем стал давний друг дома – известный актер театра и кино Сергей Дрейден. В свое время он озвучил аудиодиск «Прогулка с Достоевским», да так достоверно передал интонацию писателя, что посетители музея то ли в шутку, то ли всерьез удивляются: «Это сам Достоевский?!».

Кажется, Сергея Дрейдена смущают знаки зрительского внимания: он и цветы после спектаклей принимает как будто виновато, дескать, не мне это все предназначено, но, так уж и быть, передам. А хочется ему просто наблюдать жизнь из окошка ленинградской квартиры, описывать увиденное, обдумывать насущное, осмысливать вечное...

Сергей Дрейден, в сущности, представляет собой редкий тип артиста-философа. Чуткого артиста и ранимого философа. В таком образе он и предстал в тот вечер перед публикой. Скромно выставил себе стульчик, достал слегка потрепанную тетрадку, надел очки и стал читать стихи. Выбирал из самых любимых, записанных от руки в тетрадку: Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Олег Чухонцев. «Маленькую балладу» Роберта Бернса и его же трогательное «Пробираясь до калитки/полем вдоль межи/ Дженни вымокла до нитки вечером во ржи...». Это, конечно, привет Дж. Д. Сэлинджеру – актер поделился впечатлениями о недавно прочитанной книге Кеннета Славенски «Дж. Д. Сэлинджер. Человек, идущий через рожь». Осенью Сергей Дрейден исполнил роль Полковника в премьерном спектакле «Вино из одуванчиков» в ТЮЗе им. А. А. Брянцева.

А еще он с упоением читал рассказ Михаила Зощенко «Тридцать лет спустя», как будто сам на мгновение стал тем самым хулиганом Минькой или озорной Лелькой из рассказов писателя, ребенком бесстрашным и потому свободным.

Большую часть вечера Сергей Дрейден показывал проекции своих рисунков на большом экране (он обычно рисует на картонках, на простых листах, на том, что есть под рукой). Это рисунки-воспоминания родом из детства. Зарисовки, сделанные из окна ленинградской квартиры, откуда увезли отца на долгие пять лет. Автор показывал и рассказывал – про первый Новый год без папы и про то, как мама ездила в холодной электричке выступать в Зеленогорск, ей надо было содержать семью. Рисовал друзей и пуделя по имени Касьян; запечатлел, как задержался на свидании с подружкой и родители ушли в кино без него... Эпизоды давнего прошлого сохранились в памяти с фотографической точностью.

На другой серии рисунков – послевоенные годы, закулисье Камерного театра (отец актера Симон Давидович работал

завлитом у Александра Таирова). Алиса Коонен сказала: «Здравствуй, Сереженька!» – спросила, понравился ли ему спектакль «Чайка», где она играла Нину Заречную. Сереженька растерялся, поскольку Алису Коонен на сцене, видимо, не узнал...

Собравшиеся в небольшом зале друзья и знакомые все эти истории хорошо знали. «Театральная встреча» была интересна прежде всего молодым людям, которые слушали с любопытством, боялись упустить главное. Некоторые догадывались, что главное – в той маленькой тетрадке с рукописными стихами, и просили: «Прочтите еще что-нибудь оттуда, ладно?». Артист читал фрагменты пьесы «Мрамор» Иосифа Бродского (почти десять лет назад Сергей Дрейден и Николай Лавров играли в одноименном спектакле Григория Дитятковского; спектакль имел колоссальный успех, не сопоставимый с размерами крохотного зала галереи «Борей»). Зрители жадно ловили каждое слово, и все равно будто что-то ускользало не высказанное в словах, не запечатленное на бумаге.

Про Дрейдена пишут: «Актер, который не принадлежит никакому театру». Он умел обходиться без театра вовсе, потому что, где бы ни находился и чем бы ни занимался, он создавал вокруг себя театр – пусть даже как недостижимую мечту. Было время, когда он днем сочинял пьесы, а ночью работал шофером – развозил хлеб. Постоянно что-то сочинял, разыгрывал, пытался приспособить к жизни свой трагикомический дар. Сергей Дрейден и теперь так живет, так чувствует и дышит – в поисках своего режиссера, своей роли и чего-то главного из великой поэзии, из рукописной тетрадки.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook