Чучело художника

Эрмитаж открыл выставку современного фламандского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты».

Чучело художника | Рубенс и инсталляция Фабра в одном зале Главного штаба. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Рубенс и инсталляция Фабра в одном зале Главного штаба. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За неделю до вернисажа в нашем городе высадился представительный десант европейских журналистов. Репортажи о выставке Фабра в Эрмитаже облетят мир.

За несколько часов до вернисажа, когда еще не все этикетки были развешаны, Фабр появился в Двенадцатиколонном зале, проверял все ли благополучно, охотно общался с прессой, подробно отвечал на вопросы.

Он говорит о себе как о человеке свободного духа и склада, очень открытом, чего ждет и от посетителей выставки. Рассказывает, что готовил ее три года, счастлив, что Эрмитаж предоставил возможность свободно обращаться с залами, где висят произведения фламандских живописцев, с хранителями коллекции. С шести лет он копировал Рубенса, рос и взрослел рядом с этим искусством. Всю жизнь ощущает себя лилипутом из страны гигантов.

Тридцать с лишним лет деятельности принесли Фабру известность графика, скульптора, драматурга, театрального режиссера... Словом, в творчестве он многообразен и вездесущ.

В своих работах потомок знаменитого энтомолога рассуждает о жизни и смерти, природе жестокости, свойственной людям и животным. Картины он может писать кровью, пеплом, даже спермой, но больше предпочитает синие чернила шариковой ручки. Он часто использует панцири жуков (фирменный знак), скелеты, рога, чучела и изображения животных.

Произведения Фабра входят в музейные собрания Фландрии, венчают крыши зданий в Антверпене и аэропорта в Брюсселе. Когда бельгийская королева Паола пожелала внедрить современное искусство в оформление дворца, Фабр по ее заказу создал «Небо восхищения» - декорировал потолок Зеркальной комнаты надкрыльями таиландских жуков.

50-летие Фабр отметил выставкой «Ангел Метаморфоз» в Лувре, правда, встреченной публикой неоднозначно. Не всем пришлись по душе «могильные плиты» в зале фламандского искусства, по которым ползал червяк с лицом автора инсталляции.

В Эрмитаж Фабр пришел как защитник красоты, о чем говорит уже название выставки. К тому же летом он предварил ее запечатленным на видео перформансом. В тяжелых доспехах, выкованных современными бельгийскими мастерами по образцу средневековых, он проследовал по залам Эрмитажа, преклоняя колени перед шедеврами и лобызая рамы картин.

Выставка в главном российском музее вместила более двухсот работ художника. Много он сделал для нее специально: рисунки, видео, каррарские мраморы, а также инсталляции в Главном штабе, где разместилась огромная часть выставки.

«Для Фабра современное искусство - продолжение старого. Зритель видит современного европейского художника и старые картины в новой интерпретации, - рассказывает куратор выставки заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. - Выставка - длинное повествование, имеющее несколько частей и глав. Она развернута в двух зданиях, которые раскинулись, как два крыла бабочки, по сторонам Дворцовой площади - Зимний дворец и Главный штаб. Фабр связан с энтомологией, у него тяга к жукам, насекомым. Метафора приобретает реальность.

Изначально было ясно, что выставка должна быть диалогом художника с фламандским искусством. Маршрут выстроен по фламандской части коллекции музея - от Георгиевского зала к Рыцарскому. (Можно двигаться и в обратном порядке.)

В историческом музее невозможно существенно что-то изменить - просверлить, передвинуть... Важное условие выставки - картины остаются на месте, не покидают залы, их можно лишь немного сместить, передвинуть вправо или влево, вверх, вниз. Фабр принял условие игры. Он аккуратно встраивался в простенки, между пьедесталами скульптур...

Ему хотелось показать видео на больших экранах. Но сложное оборудование невозможно встроить. От кино пришлось отказаться».

Фабр говорит, что в отличие от других современных художников у него не так много помощников. Он любит работать руками. Для выставки в Эрмитаже он создал несколько серий. В глаза бросается большое число автопортретов в разных техниках.

В картинах фламандских художников, как считает Фабр, ощущается тепло только что убитых существ. Он отразил это в инсталляции. Между полотнами - черепа с зажатыми в зубах животными. Чучела белого лебедя и павлина перекликаются со знаменитым полотном Снейдерса «Птичий концерт».

Рядом с работами Ван Дейка, который в основном изображал королевских особ, Фабр расположил свою серию «Мои королевы». В барельефах из каррарского мрамора он запечатлел женщин - членов его команды. В центре скульптурное изображение принцессы Бельгии Елизаветы в джинсах и футболке. Колпаки на женских головах - метафора короны, она же символ радости.

Преданности и верности посвящена красивая серия мозаик с изображением собак. В серии «Карнавал» художник вступает в диалог с Брейгелем...

Посетители Эрмитажа не сразу замечают изменения в постоянной экспозиции. Недоумение вызывает непривычный прием показа современного художника - не в отдельном пространстве, а в залах старого искусства.

Сложнее в Главном штабе. Не каждому по силам и нервам лицезреть инсталляции из чучел кошек и собак, костей и инвалидных кресел.

Ян Фабр будет гостить в Эрмитаже до 9 апреля следующего года. В рамках выставки планируется совместная образовательная программа Молодежного центра Эрмитажа с отделом современного искусства. Намечены лекции, медиапоказы, интеллектуальный марафон, публичные дискуссии, фотоконкурс и даже новогодний «Карнавал в стиле Фабра».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.

Комментарии

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.