Чучело художника

Эрмитаж открыл выставку современного фламандского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты».

Чучело художника | Рубенс и инсталляция Фабра в одном зале Главного штаба. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Рубенс и инсталляция Фабра в одном зале Главного штаба. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За неделю до вернисажа в нашем городе высадился представительный десант европейских журналистов. Репортажи о выставке Фабра в Эрмитаже облетят мир.

За несколько часов до вернисажа, когда еще не все этикетки были развешаны, Фабр появился в Двенадцатиколонном зале, проверял все ли благополучно, охотно общался с прессой, подробно отвечал на вопросы.

Он говорит о себе как о человеке свободного духа и склада, очень открытом, чего ждет и от посетителей выставки. Рассказывает, что готовил ее три года, счастлив, что Эрмитаж предоставил возможность свободно обращаться с залами, где висят произведения фламандских живописцев, с хранителями коллекции. С шести лет он копировал Рубенса, рос и взрослел рядом с этим искусством. Всю жизнь ощущает себя лилипутом из страны гигантов.

Тридцать с лишним лет деятельности принесли Фабру известность графика, скульптора, драматурга, театрального режиссера... Словом, в творчестве он многообразен и вездесущ.

В своих работах потомок знаменитого энтомолога рассуждает о жизни и смерти, природе жестокости, свойственной людям и животным. Картины он может писать кровью, пеплом, даже спермой, но больше предпочитает синие чернила шариковой ручки. Он часто использует панцири жуков (фирменный знак), скелеты, рога, чучела и изображения животных.

Произведения Фабра входят в музейные собрания Фландрии, венчают крыши зданий в Антверпене и аэропорта в Брюсселе. Когда бельгийская королева Паола пожелала внедрить современное искусство в оформление дворца, Фабр по ее заказу создал «Небо восхищения» - декорировал потолок Зеркальной комнаты надкрыльями таиландских жуков.

50-летие Фабр отметил выставкой «Ангел Метаморфоз» в Лувре, правда, встреченной публикой неоднозначно. Не всем пришлись по душе «могильные плиты» в зале фламандского искусства, по которым ползал червяк с лицом автора инсталляции.

В Эрмитаж Фабр пришел как защитник красоты, о чем говорит уже название выставки. К тому же летом он предварил ее запечатленным на видео перформансом. В тяжелых доспехах, выкованных современными бельгийскими мастерами по образцу средневековых, он проследовал по залам Эрмитажа, преклоняя колени перед шедеврами и лобызая рамы картин.

Выставка в главном российском музее вместила более двухсот работ художника. Много он сделал для нее специально: рисунки, видео, каррарские мраморы, а также инсталляции в Главном штабе, где разместилась огромная часть выставки.

«Для Фабра современное искусство - продолжение старого. Зритель видит современного европейского художника и старые картины в новой интерпретации, - рассказывает куратор выставки заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. - Выставка - длинное повествование, имеющее несколько частей и глав. Она развернута в двух зданиях, которые раскинулись, как два крыла бабочки, по сторонам Дворцовой площади - Зимний дворец и Главный штаб. Фабр связан с энтомологией, у него тяга к жукам, насекомым. Метафора приобретает реальность.

Изначально было ясно, что выставка должна быть диалогом художника с фламандским искусством. Маршрут выстроен по фламандской части коллекции музея - от Георгиевского зала к Рыцарскому. (Можно двигаться и в обратном порядке.)

В историческом музее невозможно существенно что-то изменить - просверлить, передвинуть... Важное условие выставки - картины остаются на месте, не покидают залы, их можно лишь немного сместить, передвинуть вправо или влево, вверх, вниз. Фабр принял условие игры. Он аккуратно встраивался в простенки, между пьедесталами скульптур...

Ему хотелось показать видео на больших экранах. Но сложное оборудование невозможно встроить. От кино пришлось отказаться».

Фабр говорит, что в отличие от других современных художников у него не так много помощников. Он любит работать руками. Для выставки в Эрмитаже он создал несколько серий. В глаза бросается большое число автопортретов в разных техниках.

В картинах фламандских художников, как считает Фабр, ощущается тепло только что убитых существ. Он отразил это в инсталляции. Между полотнами - черепа с зажатыми в зубах животными. Чучела белого лебедя и павлина перекликаются со знаменитым полотном Снейдерса «Птичий концерт».

Рядом с работами Ван Дейка, который в основном изображал королевских особ, Фабр расположил свою серию «Мои королевы». В барельефах из каррарского мрамора он запечатлел женщин - членов его команды. В центре скульптурное изображение принцессы Бельгии Елизаветы в джинсах и футболке. Колпаки на женских головах - метафора короны, она же символ радости.

Преданности и верности посвящена красивая серия мозаик с изображением собак. В серии «Карнавал» художник вступает в диалог с Брейгелем...

Посетители Эрмитажа не сразу замечают изменения в постоянной экспозиции. Недоумение вызывает непривычный прием показа современного художника - не в отдельном пространстве, а в залах старого искусства.

Сложнее в Главном штабе. Не каждому по силам и нервам лицезреть инсталляции из чучел кошек и собак, костей и инвалидных кресел.

Ян Фабр будет гостить в Эрмитаже до 9 апреля следующего года. В рамках выставки планируется совместная образовательная программа Молодежного центра Эрмитажа с отделом современного искусства. Намечены лекции, медиапоказы, интеллектуальный марафон, публичные дискуссии, фотоконкурс и даже новогодний «Карнавал в стиле Фабра».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.


Комментарии