Чучело художника

Эрмитаж открыл выставку современного фламандского художника Яна Фабра «Рыцарь отчаяния - воин красоты».

Чучело художника | Рубенс и инсталляция Фабра в одном зале Главного штаба. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Рубенс и инсталляция Фабра в одном зале Главного штаба. ФОТО Александра ДРОЗДОВА

За неделю до вернисажа в нашем городе высадился представительный десант европейских журналистов. Репортажи о выставке Фабра в Эрмитаже облетят мир.

За несколько часов до вернисажа, когда еще не все этикетки были развешаны, Фабр появился в Двенадцатиколонном зале, проверял все ли благополучно, охотно общался с прессой, подробно отвечал на вопросы.

Он говорит о себе как о человеке свободного духа и склада, очень открытом, чего ждет и от посетителей выставки. Рассказывает, что готовил ее три года, счастлив, что Эрмитаж предоставил возможность свободно обращаться с залами, где висят произведения фламандских живописцев, с хранителями коллекции. С шести лет он копировал Рубенса, рос и взрослел рядом с этим искусством. Всю жизнь ощущает себя лилипутом из страны гигантов.

Тридцать с лишним лет деятельности принесли Фабру известность графика, скульптора, драматурга, театрального режиссера... Словом, в творчестве он многообразен и вездесущ.

В своих работах потомок знаменитого энтомолога рассуждает о жизни и смерти, природе жестокости, свойственной людям и животным. Картины он может писать кровью, пеплом, даже спермой, но больше предпочитает синие чернила шариковой ручки. Он часто использует панцири жуков (фирменный знак), скелеты, рога, чучела и изображения животных.

Произведения Фабра входят в музейные собрания Фландрии, венчают крыши зданий в Антверпене и аэропорта в Брюсселе. Когда бельгийская королева Паола пожелала внедрить современное искусство в оформление дворца, Фабр по ее заказу создал «Небо восхищения» - декорировал потолок Зеркальной комнаты надкрыльями таиландских жуков.

50-летие Фабр отметил выставкой «Ангел Метаморфоз» в Лувре, правда, встреченной публикой неоднозначно. Не всем пришлись по душе «могильные плиты» в зале фламандского искусства, по которым ползал червяк с лицом автора инсталляции.

В Эрмитаж Фабр пришел как защитник красоты, о чем говорит уже название выставки. К тому же летом он предварил ее запечатленным на видео перформансом. В тяжелых доспехах, выкованных современными бельгийскими мастерами по образцу средневековых, он проследовал по залам Эрмитажа, преклоняя колени перед шедеврами и лобызая рамы картин.

Выставка в главном российском музее вместила более двухсот работ художника. Много он сделал для нее специально: рисунки, видео, каррарские мраморы, а также инсталляции в Главном штабе, где разместилась огромная часть выставки.

«Для Фабра современное искусство - продолжение старого. Зритель видит современного европейского художника и старые картины в новой интерпретации, - рассказывает куратор выставки заведующий отделом современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. - Выставка - длинное повествование, имеющее несколько частей и глав. Она развернута в двух зданиях, которые раскинулись, как два крыла бабочки, по сторонам Дворцовой площади - Зимний дворец и Главный штаб. Фабр связан с энтомологией, у него тяга к жукам, насекомым. Метафора приобретает реальность.

Изначально было ясно, что выставка должна быть диалогом художника с фламандским искусством. Маршрут выстроен по фламандской части коллекции музея - от Георгиевского зала к Рыцарскому. (Можно двигаться и в обратном порядке.)

В историческом музее невозможно существенно что-то изменить - просверлить, передвинуть... Важное условие выставки - картины остаются на месте, не покидают залы, их можно лишь немного сместить, передвинуть вправо или влево, вверх, вниз. Фабр принял условие игры. Он аккуратно встраивался в простенки, между пьедесталами скульптур...

Ему хотелось показать видео на больших экранах. Но сложное оборудование невозможно встроить. От кино пришлось отказаться».

Фабр говорит, что в отличие от других современных художников у него не так много помощников. Он любит работать руками. Для выставки в Эрмитаже он создал несколько серий. В глаза бросается большое число автопортретов в разных техниках.

В картинах фламандских художников, как считает Фабр, ощущается тепло только что убитых существ. Он отразил это в инсталляции. Между полотнами - черепа с зажатыми в зубах животными. Чучела белого лебедя и павлина перекликаются со знаменитым полотном Снейдерса «Птичий концерт».

Рядом с работами Ван Дейка, который в основном изображал королевских особ, Фабр расположил свою серию «Мои королевы». В барельефах из каррарского мрамора он запечатлел женщин - членов его команды. В центре скульптурное изображение принцессы Бельгии Елизаветы в джинсах и футболке. Колпаки на женских головах - метафора короны, она же символ радости.

Преданности и верности посвящена красивая серия мозаик с изображением собак. В серии «Карнавал» художник вступает в диалог с Брейгелем...

Посетители Эрмитажа не сразу замечают изменения в постоянной экспозиции. Недоумение вызывает непривычный прием показа современного художника - не в отдельном пространстве, а в залах старого искусства.

Сложнее в Главном штабе. Не каждому по силам и нервам лицезреть инсталляции из чучел кошек и собак, костей и инвалидных кресел.

Ян Фабр будет гостить в Эрмитаже до 9 апреля следующего года. В рамках выставки планируется совместная образовательная программа Молодежного центра Эрмитажа с отделом современного искусства. Намечены лекции, медиапоказы, интеллектуальный марафон, публичные дискуссии, фотоконкурс и даже новогодний «Карнавал в стиле Фабра».



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (5815) от 24.10.2016.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...