Чтобы всегда было светло

Как уже знают наши читатели, в Петербурге проходит X Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой. Впервые без его вдохновительницы. Елена Васильевна готовилась к этому событию – успела лично подписать приглашения членам жюри. И состав жюри в этом году выдался особенно представительным. В первый день конкурса наш корреспондент поговорила с известным американским музыковедом и продюсером Ричардом РАДЗИНСКИМ.

Чтобы всегда было светло  |  ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса

ФОТО предоставлено пресс-службой конкурса

– Ричард, вы были генеральным директором XIV конкурса им. П. И. Чайковского. Как это произошло? Вы много сотрудничаете с русскими музыкантами?

– Возглавить конкурс имени Чайковского несколько лет назад меня пригласил Валерий Гергиев. Моя задача была вернуть конкурсу прежнюю славу, и, по-моему, я неплохо справился. Теперь я в жюри петербургского конкурса Елены Образцовой, где нам предстоит выбрать лучших. Это очень ответственное задание.

Когда я жил и работал в Сан-Франциско, мне удалось впервые привезти в Америку многих русских артистов. Это было очень трудное время, были сложности с получением визы и согласованиями, но мы со всем справились. На конкурсе имени Вана Клиберна, который я организовал, я тоже общаюсь с русскими участниками, у вас в стране много молодых талантливых пианистов.


– Насколько в Америке востребована классическая музыка? Есть ли отдельные телеканалы и радиостанции, специализирующиеся на классике?

– В Америке классическая музыка не слишком популярна. В России я наблюдаю гораздо больший интерес к классике. Это совсем не коммерческий вид искусства, а там, где я живу, деньги правят бал. Было одно радио, где передавали классику, но и оно закрылось. По телевизору изредка бывают образовательные программы, а в филармониях тоже слишком много думают о материальной выгоде, я так считаю. Так что любителям классики приходится довольствоваться Интернетом. К счастью, на YouTube можно посмотреть выступления звезд жанра, не выходя из дома. Приезжая в Россию, я удивляюсь аншлагам в филармонических залах.


– Какова сегодня роль музыкального критика?

– Очень трудный вопрос. Газеты сейчас в сложном финансовом положении, и первым делом сокращают полосы, посвященные культуре. Конечно, в крупных, солидных изданиях, таких как The New York Times или Financial Times, сохранились колонки музыкальных критиков, но чтобы формировать вкусы народа, этого недостаточно. Известные критики пишут свои отзывы в Интернете, профессионалы высказываются наравне с любителями. Меня это равенство иногда огорчает, но это лучше, чем молчать. Я уверен, что надо пытаться донести до людей аргументированное мнение, а не просто ругать или хвалить, как делает большинство.


– Чем петербургский конкурс молодых певцов отличается от прочих подобных состязаний?

– Во-первых, количеством участников – в этом году заявки подали более двухсот молодых вокалистов из девятнадцати стран. Во-вторых, совершенно уникальный состав жюри – редкий конкурс может похвастать таким количеством звезд. Главное, что этот конкурс – источник больших талантов. Неважно, кто займет первое место, в конце концов это выбор нескольких человек. И, конечно, имя Елены Образцовой делает этот конкурс особенным. Я помню ее потрясающий успех на сцене Метрополитен-опера в конце 1970-х. Газеты писали, что «взорвалась русская бомба». Она была хулиганкой. Там, где находилась эта женщина, всегда было светло.

Конкурсные прослушивания продлятся в Большом зале Филармонии до 24 августа ежедневно с 11.00. Вход свободный. Торжественное закрытие и награждение лауреатов состоятся 25 августа.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (5527) от 21.08.2015.


Комментарии