Что такое «хорошо»?
Весь сентябрь делала домашние задания по русскому языку с шестиклассницей – старательно вставляли буквочки в пропуски. Один раз написали сочинение на оригинальную тему «Как я провела это лето». Тоска, все та же дремучая тоска, которой и я мучилась в далекие школьные годы.
ФОТО Asaf-Eliason/shutterstock.com
Когда мы дошли до слова «канитель», в которое надо было вставить пропущенную первую гласную, я сняла с полки «Историко-этимологический словарь современного русского языка» П. Я. Черныха. Начали мы с простого и необходимого – посмотрели значение слова. Авторам учебника не пришло в голову, что современные дети канители в глаза не видели, потому слово им совершенно непонятно.
Итак, «канитель» – 1) «тонко витая из тончайших нитей металлическая (позолоченная или посеребренная) нить как материал для вышивания»; 2) перен. – «цепь проволочек», «волокита», «скучное, однообразное времяпровождение». Из той же словарной статьи мы узнали, что известно слово в русском языке с XVI века и встречается впервые в описании костюма царя Бориса Годунова, а второе – переносное – значение появилось в середине XIX века и в словаре Даля 1865 года «канителить», «тянуть канитель» – «длить, медлить, мешкать».
Постепенно добрались мы до истории слова. Оказалось, что восходит оно к французскому cannetille, производному от итальянского canutiglio, имеющему в основе латинское canna – «тростник», «плетенные из тростника изделия». Приятно узнать, что предназначенное для тупого зазубривания можно объяснить. Интересно объяснять, почему возникло именно такое переносное значение слова. Моя шестиклассница даже позевывать перестала, и мы с ней стали размышлять над тем, почему в наше время слово если и употребляется, то только в переносном значении. Позже вечером, заглянув в Национальный корпус русского языка, я сообразила, что можно было прочитать и объяснить «детской елки канитель» у Д. Самойлова и пастернаковскую «снежинок канитель».
Следующую букву надо было вставить в слово «хорошо». Ясное дело – мы опять полезли в словарь.
Смысл слова «хороший» был очевиден, но вот история его таила открытия. Мы узнали, что слово это было в древности редким и употреблялось в значении «красивый, пригожий». Узнали, что знаменитый ученый Буслаев предположил, а другой знаменитый ученый Обнорский доказал, что слово происходит от имени языческого восточнославянского бога Хорса. Этот бог у наших далеких предков был чем-то вроде Аполлона, бога света и солнца. Если так, то написание первого О в современном слове «хорошо» вполне проверяемо. Если не так, а есть ученые, не принявшие эту версию происхождения слова, то все равно интересно.
Интересно и важно еще в школьные годы узнать, что одно и то же явление разные люди видят, понимают, объясняют по-разному. Это и есть наука, любая, в том числе живая и поразительно интересная наука о языке, превращенная в наших школах в вызывающую отвращение зубрежку.
И я сказала девочке, что с богом Хорсом она встретится, когда будет читать «Слово о полку Игореве». А потом сама открыла «Энциклопедию «Слова...» и узнала, что Хорс – один из самых загадочных персонажей «Слова». До такой степени загадочный, что первые переводчики его пропускали, не зная, как объяснить фразу о Всеславе Бориславиче, который «великому Хръсови влъком путь прерыскаше».
Имя Хорс возводят к иранскому xorsed – солнце, а еще к греческому слову, которое невозможно передать русскими печатными буквами, обозначающему нечто круглое. От него – русский корень «хоро-», с которым мы встречаемся в словах «хоровод» – круговой танец, «хоромы» – круговая постройка, «хорос» – круглый подсвечник в греческом и русском храме. Кстати, солнце тоже ведь круглое и совершает свой суточный и годичный круг по небу. А если попробовать объяснить связь всех этих слов с исходным нашим «хорошо», какой замечательный урок мог бы получиться.
Но, как вы понимаете, ничего этого на следующий день не было. Собрали тетрадочки без всяких там объяснений. И начался самый скучный школьный урок – русского языка
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (5561) от 08.10.2015.
Комментарии